К вопросу об идеологии

Вначале уточним контекст использования терминов мировоззрение, идеология, политика.

В ходе анализа граней нашей жизни очень легко выявляется семеричность её строения. В том числе и семеричность социума: семь сфер функционирования человека или семь сфер формирования процессов. Человек занимается собой, взаимодействует с окружающей средой, с другим человеком, формирует коллективы, объединяет их в государства, государства объединяет в союзы государств, пытается объединить всю планету. Для формирования любого процесса в любой сфере необходима система взглядов, идей, т.е. идеология формирования процесса. Системе идей каждой сферы функционирования присуще своё название. Исторически так сложилось, что систему взглядов самой внешней сферы стали называть мировоззрением; систему взглядов союза или блока государств – идеологией; систему взглядов государства – политикой.

В недавние времена говорили о существовании двух идеологий: социалистической и капиталистической. Геополитика говорит о существовании двух глобальных типов цивилизаций – «сухопутной» (евразийской) и «морской» (атлантической). Для них характерны соответственно коллективизм, иерархичность и индивидуализм, предпринимательство, что отражает идеологии идеократии и демократии.

С прекращением существования Варшавского пакта, с развалом социалистического лагеря ни одна из этих цивилизаций не прекратила своего существования. И не могла прекратить. Характерные черты этих цивилизаций присущи были дорийцам и ионийцам древней Греции. Эти же черты чётко просматриваются у православных народов и католиков. Они присущи мужчине и женщине. Получается, что это – неизбежные два полюса жизни, объединяемые сотрудничеством или противоборствующие в стремлении к подчинению через насилие. Таким образом, термином «идеология» принято обозначать систему идей построения двух глобальных типов цивилизаций, союзов государств.

Систему идей построения государства со времён Платона и Аристотеля называли политикой. Любое государство строит свою политику в рамках «сухопутной» или «морской» идеологии. И как невозможно сформировать в государстве концепции развития экономики, образования, здравоохранения без чёткой политики государства, точно также не может быть сформирована политика государства без чётко сформулированной идеологии соответствующего типа.

Но идеологии обоих типов всегда формировались в рамках определённого мировоззрения. Дорийцев и ионийцев – в рамках политеистического мировоззрения, способствовавшего осознанию природы и другого человека. Варшавского пакта и Атлантического блока – в рамках монотеистического мировоззрения (православного и католического соответственно), способствовавшего осознанию законов формирования коллективов и государств.

Формировать процессы в семи сферах функционирования человечество училось поэтапно. В переходные периоды, при рождении нового миропонимания, всегда происходило обострение всех социальных процессов, разрушение привычных форм представлений. А затем, после формирования нового миропонимания – очередной резкий подъём. Судя по тому, что сейчас происходит в мире, мы в очередной раз стоим на пороге нового этапа развития – шестого. На втором и четвёртом (чётных) этапах развития человечество осваивало соответственно первое и второе мировоззрение. Следовательно, нам предстоит освоение третьего мировоззрения, рассматривающего весь мир как одно целое. И пока мы не поймём сути третьего мировоззрения, мы не сможем понять роль «суши» и «моря» на современном этапе развития человечества. И, как следствие, не сможем понять роли Беларуси в эволюции человечества: что мы ценного для начала очередного этапа развития успели сделать в советский период времени, а что упустили, какие ценности являются основополагающими для Белорусского народа, каким содержанием наполнить идеологическую работу.

Так, например, воспитание патриотизма является одним из основных моментов в идеологической работе. Прежде чем начать воспитательную работу в этом направлении на новом этапе развития, необходимо философски осмыслить понятие патриотизма. В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова (М:, Политическая литература, 1987) социалистический патриотизм трактуется как любовь, преданность и верность не только к отечеству (государству), но и ко всему социалистическому содружеству. Т.е. прослеживается осознание патриотизма не только с позиций пятого, но и шестого уровней развития сознания. В философском энциклопедическом словаре Е.Ф.Губской и др. (М:, ИНФРА-М, 2001) термин «патриотизм» отсутствует. Не появился он и в «Новейший философский словарь» (Мн:, Книжный Дом, 2003). Это говорит о том, что с позиций очередного этапа развития человечества понятие патриотизма философски пока не осмыслено.

Каковы характерные черты третьего мировоззрения?

Анализ тенденций развития любой области жизни говорит о том, что мы потихоньку подбираемся к пониманию жизни как единого эволюционирующего энергоинформационного поля. Элементы такого понимания можно видеть у философов, теософов, учёных всех времён и народов. В настоящий момент человеческое сознание, как пересыщенный раствор, готово вот-вот окристаллизовать эти элементы в систему нового миропонимания.

Но в процессе рождения нового миропонимания должны быть разрушены старые представления, точнее наши привязки к ним, что очень болезненно. Мы хорошо знаем, как язычество сопротивлялось приходу христианства. Гораздо ближе к нам период предания анафеме, сжигания на кострах уже христианской церковью представителей пятого этапа развития, учёных. Точно также идол современной науки в лице его ярых поклонников противостоит приходу нового миропонимания на современном этапе, хотя и более «гуманными» методами.

Поэтому очень сложно найти человека способного осознать основы нового мировоззрения и в то же время обладающего недюжинными организаторскими способностями для проведения мировоззрения в жизнь. Ведь сутью этого мировоззрения является то самое пресловутое «ненасилие», сочетающееся с непреклонной твёрдостью характера. И это сочетание должно быть, как говорится, в крови и плоти такого человека, а не формальным проявлением требований текущего момента.

Пожалуй, ещё более сложной задачей является поиск таких людей по всем основным направлениям деятельности человечества. Третье мировоззрение включает в себя все сферы и все стороны деятельности, и оно не может быть сформулировано только для одной области. Это философия, теософия, история, социология, образование, экономика, физика, химия, медицина, биология, промышленность и т.д. И работать над мировоззрением должен специалист в соответствующей области.

Только такая «рабочая группа» способна будет сформулировать в деталях и провести в жизнь третье мировоззрение.

Как показывает настоящая действительность, народ активно интересуется законами жизни. Об этом говорит и быстрый рост числа таких общественных организаций, как «Универсальные энергии», «Рэйки», «Бахаи», общество кришнаитов, рериховское общество, евангелистская церковь и т.д. Подтверждает интерес к этому вопросу и проводимый на сайте Президента форум по идеологии. «Народ созрел» и бурлит энергией воплощения мировоззрения в жизнь. Осталось только задать вектор направленности этой энергии.

Май 2004 года