Связь уровней

Как нам подсказывает наш жизненный опыт, любой процесс вложен во внешний, более глобальный. Вспомните какой-либо процесс, хорошо вам знакомый на практике. Не процесс руководства страной, который мы все настолько «хорошо» знаем, что готовы «наставлять на путь истинный» любого участника этого процесса, но к формированию которого мы не имеем ни малейшего отношения. А процесс, напрямую зависящий от вас, формируя который, вы приобретаете свой уникальный опыт; тот процесс, который прекратит своё существование, как только вы перестанете уделять ему внимание, если не передадите в другие руки. Вспомнив ваше дело, которым вы занимаетесь из любви к творчеству или в силу необходимости, вы тут же назовёте и неподвластный вам внешний процесс, от которого зависит ваше детище, который помогает или мешает вашим устремлениям. И назовёте нижестоящие процессы, самым непосредственным образом зависящие от вас. Это и есть проявление закона вложенности процессов. Я не в состоянии назвать какой-либо активнодействующий, развивающийся процесс, который не являлся бы частью внешнего более сложного процесса. Может быть, вы сможете? Только, опять-таки, тот, который вы хорошо знаете.

В этой связи можно говорить об отсутствии замкнутых эволюционирующих процессов. В той мере, в какой процесс становится замкнутым, начинается его инволюция, его разрушение. Представьте себе деревенский дом с проживающей в нём жизнерадостной процветающей семьёй. И сам дом, и приусадебный участок будут отражением радостного благополучия. А вот дом всеми покинутый, никому не нужный, обделённый человеческим вниманием. Такой дом постепенно исчезает с лица земли.

Уровни сознания, являются процессами и тоже вложены друг в друга. Если представить каждый уровень как некое тело, то их вложенность можно проиллюстрировать картиной годовых колец дерева. Каждое последующее кольцо, как и энергетическое тело, формируется на базе уже сформировавшегося и отражает в своём развитии все возможности и все недостатки предыдущего. Так, чем успешнее человек научится справляться с собственными недостатками, идти по пути развития, тем лучше он будет понимать другого человека. Если человек не научился понимать и вмещать интересы другого человека, его чаяния и устремления, то на каких энергиях он будет формировать коллектив? Правильно, на энергиях насилия.

Процесс развития предшествующих уровней не прекращается с началом формирования более высоких уровней. Ведь каждый предыдущий должен развить способность реализации задач последующих уровней. Так, взаимоотношения людей (3-ий уровень сознания) в молодом, только начавшем своё формирование коллективе отличаются по своей сложности от взаимоотношений людей в устоявшемся коллективе. Взрослеет коллектив, усложняется его структура, повышается уровень сложности решаемых задач и меняется характер взаимоотношения людей. Можно сказать, расширяется сфера функционирования членов коллектива. Например, когда маленький коллектив с интересными идеями и экспериментальной базой в полуразвалившемся сарае вырастает до уровня международной корпорации с многотысячным штатом сотрудников и огромными производственными мощностями высокой сложности в различных странах. В первом случае всё можно решить на основе устной договорённости, в любой момент можно внести поправки, устранить неточности; во втором случае всё излагается точно, конкретно и документируется. И если сознание не сумело вместить более сложные требования, то человеку трудно будет объяснить необходимость документирования своих планов и действий.

 

Мы всё время говорим о развитии процессов. Что же такое развитие? В «Википедии» – свободной электронной энциклопедии, читаем: развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.

Хотелось бы обратить ваше внимание на два момента в этом определении: 1) В нём не говориться о созидательном либо разрушительном направлении изменения материи или сознания. Но чаще всего этот термин используют в созидательном, конструктивном смысле. 2) О развитии говорится как о всеобщем принципе объяснения истории природы, общества.

Как же этот всеобщий принцип проявляется в жизни человека? А через интересы. Человеку интересно то, что его развивает. Спросят: а интерес к выпивке – тоже результат стремления к развитию? Отвечу: да. На первом, познавательном, этапе – к созидательному, на втором, когда «по поводу и без повода», – к разрушительному. И разрушительные процессы стремятся развиваться.

Следовательно, по интересам человека можно судить о развитии уровней его сознания, можно говорить об уровне интересов человека. Опять-таки, это нагляднее всего выявляет анализ этапов развития от маленького человека до взрослого