Социум

Энергоинформационная структура социума (эгрегор, коллективное бессознательное) состоит из энергоинформационных структур отдельных людей, является суперпозицией (результатом наложения, взаимного усиления или ослабления) их энергий. Но и коллективное бессознательное в свою очередь оказывает сильное влияние на развитие сознания конкретного человека.

Уровень развития социума определяется уровнем развития критической массы членов этого социума. При достижении критической массой людей определённого уровня социум переходит на следующий этап развития, в новое состояние. Это точно так же, как для того, чтобы сдвинуть с места предмет, необходимо критическое усилие, превышающее силу сопротивления трения; или критическая величина энергии атомов воды, обеспечивающая её превращение в пар; или критическая масса урана, приводящая к атомному взрыву; или критическая масса знаний абитуриента, позволяющая ему поступить в ВУЗ.

Как в школьной иерархии в определённые моменты времени происходит перемещение учеников на следующую ступень обучения, так и в жизни социума наступают моменты его перехода на более высокие ступени развития. При этом старые формы наших представлений перестают удовлетворять новым запросам нашего сознания. Кто-то генерирует новое, кто-то его принимает (критическая масса), кто-то не может выйти за рамки старых представлений. Происходит интеграция понятий, человек начинает мыслить более глобальными, более обобщёнными категориями, формируются новые требования. Как в обычной школе постепенный рост сознания учеников в течение года приводит к переходу в очередной класс и приобретению новых учебников, так и в ходе развития социума наступают периоды, когда все составляющие социума переходят на новый этап развития, и возникает потребность в новом учебнике жизни. Когда же происходили такие переходы в жизни социума? Чем они обусловлены?

Ранее были рассмотрены уровни сознания человека.

Живя на планете Земля, человек осваивает семь сфер функционирования, осознаёт их, развивая соответствующие семь энергетических структур. В связи с этим в энергетической структуре человека было выделено семь уровней сознания, говорится о семи этапах их развития, осознания соответствующей сферы функционирования:

  1. осознание самого себя, способностей своего тела;
  2. окружающей среды, сил природы;
  3. другой личности, действующей на равноправных началах;
  4. коллектива, способного решать задачи непосильные для одной личности;
  5. государства, способного объединить разнородные коллективы;
  6. союза государств, формируемого для выполнения задач планетарного уровня;
  7. осознания всей планеты как единого организма.

Наш жизненный опыт говорит и о том, что успех любого дела обусловлен освоением теории и применением её на практике (за что отвечают те самые функции восприятия и реализации). В случае отсутствия конструктивной теории или плохого её усвоения на практике получаются плачевные результаты.

На первом этапе развития Человеку не до теорий, идёт практическое освоение собственного тела. Но при этом приходится взаимодействовать с окружающей средой, и появлялось всё больше вопросов по поводу устройства этой среды. Вот здесь и понадобилась теория.

На втором этапе Человеку была дана теория устройства природы, окружающей среды, которая нашла своё отражение в сформировавшихся политеистических религиях.

Третий этап – практический. Нарабатывается опыт преобразования окружающей среды. В это же время активизируются отношения с другим Человеком, возникают вопросы по правилам взаимоотношений друг с другом, по формированию коллективов.

На четвёртом этапе своего развития Человек получает теорию (учение) об устройстве социума и начинает увлечённо её изучать, нарабатывать начальные навыки построения коллективов. Под воздействием этого учения возникают монотеистические религии, формируются основы философии.

На пятом этапе полученные навыки активно применяются для целенаправленного формирования государств. Появляются вопросы взаимодействия на межгосударственном и планетарном уровне.

Шестой этап – период освоения теории формирования межгосударственных отношений, понимания всей планеты как единого целого.

Седьмой – построение союзов государств на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Прослеживается определённая закономерность: на чётных этапах изучается теория и приобретаются начальные навыки, на нечётных – теория и навыки активно применяются на практике. Можно говорить о трёх фазах, о трёх теоретико-практических парах этапов развития сознания.

Семь этапов развития социума с различной степенью чёткости можно проследить в работах исследователей истории развития человечества.

Так Карл Ясперс (1883-1969), немецкий философ, в своей работе «Истоки истории и её цель» говорит: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории…, когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем – от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвёртом – от научно-технической эпохи». Рассматривая схему этапов на уже пройденном пути развития, он говорит о «двух дыханиях». О том, что человечеству предстоит в будущем (можно сказать: о третьем дыхании), он говорит как об эпохе объединения.

Об осевом времени он говорит: «Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории».

Об этом времени можно говорить как о периоде подготовки сознания к усвоению монотеистического учения. Человек от индивидуального процесса развития перешёл к коллективному.

Роли христианства для западного сознания Ясперс придавал большое значение: «Христианство, христианская церковь является, быть может, самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, которая когда-либо существовала». «Христианская церковь оказалась способной соединить даже самое противоречивое, вобрать в себя все идеалы, считавшиеся до той поры наиболее высокими, и надежно хранить их в виде нерушимой традиции». Это был чётный, теоретический этап. А период, называемый им «научно-технической эпохой» – нечётный, практический.

Если в первом «дыхании», в период возникновения великих культур древности учесть наличие как практического, так и теоретического этапов, а в третьем предусмотреть их наступление, то вместе с доисторическим этапом и двумя этапами второго «дыхания» получим семь этапов развития сознания.

Каждый человек этапы своего развития проходит по индивидуальному графику, хотя для определённых групп людей (например, класс в школе) можно выделить какие-то общие, протекающие одновременно процессы развития. Так и каждый конкретный народ проходит одни и те же этапы развития в своё, специфическое для него историческое время. Это можно проследить на примере относительно недавнего становления монотеизма, на примере ещё более близкого и хорошо изученного процесса распространения по земному шару научно-технической революции.

В начале прохождения каждого этапа человечество – в лице конкретного народа – получает соответствующий его выросшим запросам учебник, соответствующее учение. Происходит активизация всех процессов в обществе, взлёт общества. И в то же время – разрушение устаревших, окаменевших форм представлений, точнее, наших “привязок” к этим формам, нашего страха потерять нечто хорошо знакомое и давно привычное. В конце этапа развития основная часть общества, развив новые способности, начинает их нещадно эксплуатировать для удовлетворения своих возрастающих страстей, создаёт новые “привязки” к сформировавшимся представлениям. И в обществе, и в природе начинаются катаклизмы, происходит падение личности. Падение до тех пор, “пока не заболит” и критическая масса передовых представителей данного общества опять не задумается о смысле жизни. По этим взлётам и падениям можно проследить этапы развития.

Попробуем подробнее проследить этапы развития социума как единой энергоинформационной системы, опираясь на рассмотренную ранее информацию о структуре сознания человека.