В этом разделе сайта нам предстоит разобраться, что же такое процесс, что такое пространство процессов, как процессы взаимодействуют друг с другом. А то всё процесс, да процесс. А что это такое, как его пощупать? Конечно же, с помощью наших ощущений. Мы уже не единожды к ним обращались.
Что бы рассуждать о структуре процесса со знанием дела, рассмотрим тот процесс, который хорошо известен. Каждому – свой, тот, который больше нравится (чужое мы больше критикуем, а изучать предпочитаем своё). Вспоминаем любое привычное для нас дело: уборка квартиры, управление автомобилем, строительство дачи, обучение ребёнка, загорание на пляже, сбор грибов – всех вариантов не перечислишь ни в какой энциклопедии. И попытаемся выделить основные выполняемые функции.
Каждый процесс формируется с целью достижения определённого результата. То есть: сформулирована идея, разработан план и начинается его реализация. Мы чаще всего занимаемся именно реализацией. Зачастую, даже не понимая, для чего это нужно. Нет, какая-то мотивация всегда присутствует: получить вознаграждение, угодить начальству (родителям, школьному учителю, командиру), или «потому что так принято». Но совсем другое дело, когда мы знаем для чего это нужно, когда мы прониклись идеей, восприняли её, у нас возник интерес (а не кем-то сформированная мотивация) к данному занятию, тогда и результат будет другой! И подталкивать нас не надо. И наказывать не надо – мы и так стараемся. Более того, мы чему-то научимся, ведь мы старались сделать как можно лучше! Результат всегда достигается поэтапно, и на каждом промежуточном этапе мы воспринимали получаемый результат, сверяли его с ранее воспринятой идеей, уточняли идею (опять работало восприятие). Вот такая важная функция, это самое восприятие. А как часто вы о ней думали? Как часто сталкивались с целенаправленным её развитием? Нас учат добиваться результата, подавляя при этом функцию восприятия: не доводя до нашего сознания смысл идеи, не пробуждая интереса, не оставляя времени на эксперименты – надо быстрее, быстрее и ещё быстрее. Быстро можно создать форму, а на наполнение её содержанием времени не остаётся. Но об этом чуть позже.
По пути к конечному результату мы воспринимаем множество информации (если у нас не закрыта функция восприятия), включаем функцию анализа получаемой информации, а накопив достаточное количество результатов анализа, мы их обобщаем, или синтезируем, и делаем определённые выводы. Вот так идёт процесс нашего развития. Поэтому и говорят, что важен путь, а не результат.
Так в ходе наших рассуждений мы обнаружили ещё две составляющие процесса: анализ и синтез.
Реализуя процесс, стремясь к поставленной цели, мы все свои силы, все возможности устремляем как бы в одну точку, к достижению цели, нас больше ничего не интересует, мы зачастую даже забываем отслеживать ход процесса, что называется «ничего не вижу, ничего не слышу», мы активно движемся вперёд. Когда работает восприятие, ощущения противоположные: мы как бы замерли на месте, «навострили» уши, приоткрыли рот – полностью ушли во внимание. Прочувствовали разницу?
Анализируя, мы как бы собираем отдельные факты, фактики и «раскладываем их по полочкам», систематизируем накапливаемую информацию. Затем смотрим на весь этот «стеллаж», пытаемся понять что-то новое и начинаем прозревать, видеть единую картину, нас осеняет великая идея! Это как изучать отдельные деревья в лесу и цельный лес, образованный этими деревьями.
А теперь представьте, как вы сидите, расслабившись, перед телевизором (лежите на диване, в ванне, или ещё какой-либо вариант), прочувствуйте, как вам лень что-либо делать! И другое состояние: вы всё ещё в той же позе расслабления, но у вас возник зуд нетерпения взяться за любимое дело, каждая мышца напряглась, вы – сплошная целеустремлённость! Это вы наполнились движущими энергиями. Вы готовы вскочить, бежать, что-то делать, проявляя бурную активность. Некоторые, поддавшись этому чувству, тут же бегут. Но, получается хаос. Более уравновешенные, оставаясь на месте, вначале составляют план своих действий. Вспомните ощущение расширяющегося сознания, когда вы учитываете различные факторы, просчитываете простые и сложные этапы предстоящего дела, систематизируете их, планируя направления приложения своих усилий. Это работают направляющие энергии, проявляется хорошо развитая способность к систематизации.
Вот все составляющие процесса мы и проанализировали – три пары функций: восприятие и реализация, активность и системность, анализ и синтез. В ходе их выполнения мы ощущаем соответствующие энергии: восприятия и реализация, движущие и направляющие, анализа и синтеза. Осталось собрать всё воедино, создать единую картину, синтезировать цельное ощущение процесса. Для этого создадим некий образ.
Нарисуем три пары векторов, пересекающихся наподобие осей прямоугольной декартовой системы координат.
Каждая пара отвечает за две на первый взгляд противоречивые функции. Реализация требует сосредоточения на конкретной цели, восприятие – готовности принять множество разнообразной информации. Активность проявляется в движении, системность – в размышлении. Анализируя, занимаешься деталями, синтезируя – единым целым. Что может объединить эти противоречия? Естественно, энергия единения. Опять пришли к триединству. Энергия единения объединяет и все три пары в единый процесс.
Процесс можно представить и в более общем виде. Функции восприятия и реализации образуют формообразующую функцию. Ведь цель процесса в нашем сознании предстаёт в виде какой-то формы, которую мы и стремимся реализовать и которая должна соответствовать воспринятой нашим сознанием идее. Но для выполнения любой работы необходима энергия. В любом процессе присутствует энергетическая составляющая, образованная движущей и направляющей энергиями функций активности и системности. Без движущей энергии активных участников процесса дело не продвинется вперёд ни на шаг. И без направляющей энергии руководителя движение в направлении цели также не возникнет, получится просто активный хаос. Ну, а реализация процесса всегда приводит к какому-то результату, что подразумевает наличие результирующей составляющей, образуемой функциями анализа и синтеза. В общем случае анализ и синтез – не обязательно продукт деятельности мозга человека. Если рассматривать автомобиль, то к анализу можно отнести функционирование его узлов; к синтезу – движение автомобиля как единого целого в нужном направлении.
В процессе гироскопа также участвуют три вектора: собственный момент импульса (формообразующий), внешняя сила (энергетический), момент силы (результирующий). Для тех, кто не любил в школе физику, поясню. Это то же самое, что и колесо велосипеда. Когда колесо не вращается, оно – один из обычных предметов нашего мира. Но когда мы его раскрутим, оно приобретает определённые свойства, свойства гироскопа. Возникает формообразующая сила, помогающая вам избежать падения. Если вы не умеете кататься на велосипеде и вам трудно прочувствовать процесс управления велосипедом, попросите помощи у какого-либо велосипедиста в проведении простого эксперимента. Можно и в помещении. Возьмите в руки руль, а велосипед поставьте на заднее колесо, так что бы переднее было свободно. Попросите хозяина велосипеда руками раскрутить переднее колесо. При этом будет создан момент импульса, направленный вдоль оси колеса. Сами попробуйте поворачивать руль. Это и будет воздействие внешней силы, направленной перпендикулярно оси колеса. При этом колесо проявит свой норов: оно начнёт выворачиваться в направлении, перпендикулярном прилагаемому усилию. Этот эффект гироскопа помогает избежать падения на двухколёсном велосипеде и даже на одноколёсном.
Распространение электромагнитной волны (например, световой) описывается также тремя векторами: напряжённости электрического поля, напряжённости магнитного поля и направлением распространения волны. Человек воспринимает идеи верхней частью туловища. Реализует – нижней. Делает всё спереди. Направляющую функцию выполняет спина. Левое полушарие мозга занимается анализом, правое – синтезом. Опять получился пространственный крест. В системе образования хорошо известна триада обучение-воспитание-развитие. Обучение – приобретение навыков, способностей взаимодействия с окружающей средой – является энергетической составляющей. Воспитание – определяет цели, задачи в жизни человека – формообразующая составляющая. Развитие – внутренний процесс анализа информации, полученной в ходе взаимодействия с окружающей средой, и её синтеза – результирующая составляющая.
Пытаясь прочувствовать приведенные примеры, вспоминая свои жизненные эксперименты, размышляя над построенной моделью процесса, наверняка кто-то почувствовал некий дискомфорт, а кто-то и сформулировал вопрос: как так, цель процесса – на одной оси, формообразующей, а результат – на другой? Получается, что цель не совпадает с результатом?!
Ну да. Ведь «Важен путь, а не результат». Опять путаница. Это всё потому, что для кого-то результатом, смыслом жизни, является построенный дом, родившийся ребёнок, посаженное дерево, заработанные деньги, личная яхта, удовольствия жизни. То есть, форма, созданная нашими усилиями. А на самом деле результатом, смыслом жизни, является наше развитие, эволюция нашего сознания, происходящая во время движения по пути. Вспомните ваши игры в песочнице. Если не получается, посмотрите на своих детей, внуков, на соседских малышей. Внимательно посмотрите. Как увлечённо они строят город из песка! Попробуйте прервать этот творческий процесс или разрушить их творение! Будет море слёз и обид. Вы думаете, ребёнку важна выстроенная им форма? Почему же через некоторое время он сам её разрушит? Да потому, что настоящим результатом процесса является то, что он понял, прочувствовал во время творения. И обида возникла потому, что он в процессе творения вот-вот готов был прийти к каким-то выводам, а процесс прервали. Когда же этот процесс уже ничего не может дать в плане развития, то становится ненужной и форма, которую строил. Поэтому и не совпадают оси, на которых находится создаваемая процессом внешняя форма и результат, смысл формирования процесса.
В этом смысле и вся наша жизнь – игра. Мы создаём различные формы. В ходе создания и обладания ими, мы чему-то учимся, что-то осознаём. А потом, за ненадобностью, разрушаем эти формы.
Рассмотренный нами обобщённый процесс удобно представить в виде октаэдра. Если на осях пространственного креста, описывающего структуру элементарного процесса, отложить равные отрезки от центра пересечения осей и соединить полученные точки прямыми линиями, то получим фигуру, ограниченную 8-ю равносторонними треугольниками, то есть октаэдр.
В общем-то, о структуре процесса и всё. Обратите внимание: так можно представить любой процесс. Поэтому эта схема и называется обобщённой.
Да, вот ещё что. Необходимо добавить, что процесс формируется путём закручивания, вращения энергий. Не случайно в народе говорят «раскрутил дело». В любом процессе мы можем увидеть проявление цикличности, только длительность цикла может быть такой, что мы её не замечаем. Человек крутится в своих делах. Крутятся колёса у автомобиля, с определённой периодичностью мы его «кормим». Вращаются планеты, галактики, элементарные частицы, электромагнитное поле. Даже неподвижно лежащий камень под периодическим воздействием сил природы превращается в песок. Развитие человека также происходит в соответствии с определёнными циклами.
И ещё. Представление процесса в виде 3-х пар функций довольно условно. Каждая функция также является процессом и включает в себя все остальные функции. А разложение процесса на составляющие помогает понять суть происходящего. Например, свет. Когда-то человек из белого света с помощью различных красок выделял определённые цвета и рисовал картины. И надо признать, добился в этом деле значительных успехов. Затем он разложил свет на условные составляющие: представил его в виде электромагнитной волны, научился измерять её параметры, описывать её прохождение через различные среды с помощью математических формул… Постепенно, всё глубже изучая свет, он расширял сферы его применения. И сейчас трудно себе представить жизнь без кино, без лазерных технологий и всего, что с ними связано, без микроскопов и телескопов, в конце концов, просто без очков. Так и процесс. До сих пор мы просто формировали процессы, теперь наступило время изучения законов их формирования в общем виде с описанием на языке математики.
Глубокое понимание законов формирования процессов когда-нибудь поможет человеку разобраться в том, что он творит на Земле. И в первую очередь, в том «что такое «хорошо», что такое «плохо»».