Вектор состояния

Вначале уточним базовые понятия состояний «насилие» и «сотрудничество».

Для этого вспомним, что того, кто производит действия, называют субъектом, а того, над кем (или то, над чем) производят действия, называют объектом.

Субъект, производя какие-то действия над объектом, всегда прилагает определённые усилия (листает книгу, разбивает косточку, сажает в тюрьму…). Кто-то может сказать, что при этом субъект совершает насилие над объектом. Но одно и то же действие может являться частью конструктивного, эволюционного процесса, а может носить деструктивный характер. Всевозможные рассуждения на эту тему можно свести к наличию или отсутствию обратной положительной связи. Т.е., если действия субъекта ведут к эволюционному развитию, как объекта, так и субъекта, то действия совершаются в состоянии сотрудничества. Если же в результате действий субъекта эволюционирующий объект начинает разрушаться (можно назвать отрицательной обратной связью), то действия совершаются в состоянии насилия.

Мы существуем и действуем в пространстве процессов. Субъект – процесс, объект – процесс, действия субъекта над объектом – тоже процесс, эти действия совершаются в некой окружающей среде в соответствии с её законами, т.е. вложены во внешний процесс, и соседствуют с другими процессами… Субъект воздействует на объект в соответствии с определённой целью. Другими словами, цель объединяет субъекта с объектом в единый процесс. В иоге пришли к поняию триединства, господствующему в пространстве процессов. При этом объект может соответствовать требованиям цели или не соответствовать, и тогда субъект пытается хоть как-то его приспособить.

Всё вышесказанное (объект-субъект-цель) можно выразить в понятиях состояний сохранения-творения-единения или умножения-измышления-подчинения. Если вспомнить о кубитах, то можно представить триаду сохранение-умножение, творение-измышление и единение-подчинение. Назовём её триединый кубит. Если обозначить насилие через 0, а сотрудничество через 1, то состояния, в которых может находиться триединый кубит, запишутся следующим образом: 000, 100, 110, 111. В отличие от обычной системы из 3 двухуровневых подсистем, для которой допустимы 23=8 состояний (000, 100, 010, 001, 110, 101, 011, 111), для триединого кубита допустимы всего лишь 4 состояния. Это подтверждается практикой, об этом говорит логика. Невозможно творить, находясь в погоне за количеством. Невозможно объединять умножение и измышление.

Когда субъект преследует своекорыстные цели и ему глубоко безразлична дальнейшая судьба объекта, то он формирует замкнутый процесс. Для обеспечения существования пространства процессов каждый процесс должен развиваться. Отсутствие заботы субъекта о развитии объекта ведёт к гибели последнего. Превалирование подобных тенденций в пространстве процессов создаёт условия для разрушения всего пространства. Следовательно, основной закон существования пространства процессов – развитие всех его составляющих, содействие субъекта саморазвитию объекта. Несоответствие действий субъекта законам среды, в которой он действует, приводит к формированию замкнутых саморазрушающихся процессов. Такие процессы формируются на состояниях умножения, измышления, подчинения (000). При этом разрушается не только объект, но, в конечном счёте, и субъект.

Рассмотренные состояния триединства проявляются в трёх составляющих, присущих любому процессу: формообразующей, энергетической и результирующей.

Формообразующая, учитывая цель формирования процесса, определяет общие свойства, параметры процесса, законы его функционирования. Энергетическая обеспечивает активность функционирования процесса и направляет эту активность в необходимое русло. Результирующая составляющая образуется выполняемыми задачами, приводящими к достижению поставленной цели.

Чаще всего мы считаем, что цель формирования процесса мы выбираем сами. И да, и нет. Выбор цели нам диктует закон развития внешнего пространства процессов. Цель мы выбираем в соответствии с этим законом. Но нам дана свобода выбора: мы можем выбрать цель, не соответствующую закону развития. Процесс сонастроя с внешним процессом можно назвать восприятием. А выполнение неких действий, решение задач, направленных на достижение цели, можно назвать реализацией.

Для формирования процесса, выполнения любых действий необходимы движущие энергии, исполнители поставленных задач. В то же время движущие, активные энергии необходимо направить в нужное русло. Иначе возникнет активный хаос. И нам не обойтись без направляющих энергий, без руководителей.

При формировании процесса возникает необходимость разделения его на части, детализации, анализа получаемых результатов. А полученные, изготовленные части, детали необходимо собрать в единое целое, обобщить результаты анализа.

Итак, мы рассмотрели обобщённые составляющие любого процесса. А если говорить о сознании – внутренние состояния, гильбертово пространство сознания.

Что такое гильбертово пространство, понять довольно просто — это пространство состояний системы, некоторое множество ее возможных состояний. Оно задается набором собственных (базисных, основных) состояний системы, которые нас интересуют в каком-то конкретном случае. При этом в зависимости от поставленной задачи мы можем выбирать тот или иной набор базисных состояний и записывать различные векторы состояния для одной и той же системы. Мы выберем – восприятие и реализация, движущее и направляющее, анализ и синтез, сохранение-творение-единение. А для каких-то ситуаций – умножение-измышление-подчинение.

Это и будут компоненты вектора состояния, описывающего суть нашего сознания. То есть, то, что «определяет разумное и целенаправленное поведение человека». И что определяет само понятие разумности.

Возникает вопрос: если понятие разумности зависит от состояний, то как же оценить разумность изменения состояний? Вот здесь и встаёт необходимость проведения измерений, различения насилия и сотрудничества. Измерив, остаётся только выбрать, в какую сторону перестраивать свои состояния. Как ни странно, но некоторые с завидным упорством выбирают насилие.

 

Мы рассмотрели процесс как замкнутую систему. Систему, не взаимодействующую с другими системами.

На следующей страничке разберёмся с ситуациями взаимодействия систем.