Пространство процессов

Если мы начнём рассматривать внешние процессы, насколько хватит нашего взгляда, нашего понимания, мы увидим бесконечную цепочку процессов: человек, коллектив, государство, планета, планетарная система, галактика… Если попытаемся углубиться в структуру процесса, как говорят, вникнуть в детали дела, то мы также обнаружим целую систему внутренних, более мелких процессов, структурированных определённым образом: человек, органы, клетки, молекулы, атомы… Это только белково-нуклеиновое тело. А энергетические, или психические тела?.. Действительно бесконечный мир процессов!

Процесс мы изобразили в виде октаэдра. Следовательно, пространство процессов будем представлять заполненным октаэдрами.

Материя и идея как состовляющие октаэдра

Для изучения многих вопросов зачастую достаточно использовать двумерную картину, т.е. плоскость, заполненную сечениями октаэдров. Рассмотрим сечение, проходящее через оси октаэдра.

Верхнюю и нижнюю части полученного ромба можно называть по-разному в зависимости от рассматриваемого вопроса: восприятие-реализация, идея-материя, мысли-дела, руководство-подчинённые, конструирование-производство, состояние-процесс. Главное почувствовать разницу между ними. Верхняя часть – нечто более абстрактное, нижняя – более конкретное, ощутимое, то, что можно увидеть, может быть, потрогать. Например, идея самолёта и чертежи самолёта, чертежи и готовый самолёт. В этом примере уже названы два уровня, т.е. часть пространства.

Вложенность процессов

Любой процесс можно представить в виде многоуровневой структуры, состоящей из множества взаимодействующих процессов. Тогда и всё пространство по аналогии предстанет перед нами как единый процесс, состоящий из множества октаэдров. Предложенная плоская схема является сечением объёмной фигуры, составленной из множества октаэдров.

Такую схему уже можно анализировать, делать какие-то выводы.

Причём, анализировать можно по-разному. Например, рассматривая в качестве ядра внутренний простой процесс и появляющиеся вокруг него в ходе его развития дополнительные процессы, усложняющие структуру. Как годичные кольца у растущего дерева. Или успешно развивающийся коллектив.

А можно применить уже ранее использованную схему. То есть, верхнюю половину составного октаэдра представить как процесс формирования идеи, а нижнюю – как процесс материализации этой идеи. Например, конструкторское бюро с опытным производством. Верхняя часть октаэдра – конструкторы под руководством главного конструктора – прорабатывает общую идею, создаёт чертежи узлов, чертежи деталей. Нижняя часть – производство – под руководством главного инженера разрабатывает технологические процессы изготовления деталей, сборки узлов, запускает изделие в производство, и в результате получается, в зависимости от формообразующей составляющей процесса, например, самолёт. Самый верхний октаэдр – главный конструктор. Чуть ниже – его заместители, главные конструктора по направлениям. Дальше – начальники соответствующих отделов, секторов, потом – рядовые конструктора. Нижняя часть – как отражение верхней. В самом низу – главный инженер, потом – его заместители, начальники служб, цехов, участков. Далее – технологи, рабочие…

Деталями рассмотрения можно заниматься до бесконечности. Но нас интересуют общие закономерности, взаимодействие процессов.

Вначале рассмотрим взаимодействие по вертикали. Обратите внимание как верхний процесс взаимодействует с нижним. Не с тем, с которым едва касается своей вершиной, а с находящимся всего на полкорпуса ниже, с непосредственно подчинённым процессом. Он своей реализацией воздействует на восприятие нижестоящих процессов. Свои идеи он материализует в виде конкретных заданий и эти задания для нижестоящих процессов уже служат идеями. Таким образом, то, что является материей, продуктом данного уровня, для нижестоящего представляет собой идею.

Схема материализации идеи всем понятна и на практике безукоризненно работает. А как же иначе? Главный конструктор даёт указания главным по направлениям, те – начальникам отделов, конструктора разрабатывают чертежи, чертежи передаются главному инженеру…, рабочие делают детали, собирают изделие. Прерви цепочку – и не получишь конечного продукта.

Требование же воздействия реализации вышестоящего процесса на восприятие нижестоящего если на схеме и выглядит логично, то на практике зачастую не выполняется. В итоге мы нарушаем законы сотрудничества и формируем процессы по законам насилия.

Исходя из схемы, получается: постарался руководитель довести идею до сознания подчинённого – и точка! Ну, ещё контроль результатов, обратная связь. Как выполнить работу подчинённый должен решать сам. И как это сделать он зачастую знает лучше начальника. Не знает – пусть учится. Так вырабатывается самостоятельность, развивается творческая активность. На мой взгляд, в этом и заключается суть единобожия. Творец, Бог процесса – один. Что получится, когда скульптуру возьмутся ваять десять скульпторов, и каждый постарается выразить в ней своё представление об идее?

Но изучение вопроса исполнителями, проведение экспериментов, исправление ошибок требует времени. А если этого самого времени «нет»? Начальник знает лучше, чем подчинённый. Вот он и начинает командовать, как делать. Только ещё вопрос, что знает? Ответ: идею. А условия делания, условия в которых «живёт» подчинённый, естественно, лучше знает подчинённый.

Смотрите, сколько при этом возникает нарушений законов творчества, законов жизни. В процесс, который должен формировать подчинённый, вмешивается начальник – и нарушается принцип единого творца. Подчинённый фактически отстраняется от управления собственным процессом и, естественно, теряет к нему интерес, становится пассивным в ожидании очередной команды сверху. Короче, превращается в биоробота. Начальник получает дополнительную головную боль в виде необходимости постоянного подталкивания подчинённого. При этом времени у начальника на выполнение своих функций становится меньше. Оба зарабатывают «букет» болезней: подчинённый – потому что потерял интерес к творчеству и возможность развития, т.е. смысл жизни, а начальник – потому что работает «за себя и за того парня». И результат процесса будет выглядеть не лучшим образом. И времени уйдёт больше, если не в данном случае, то при выполнении последующих работ – точно!

Эти ситуации, – когда процесс выполняется в творческом единстве всех участников процесса, и, напротив, по принципу «я – начальник, ты – дурак!», – можно сравнить с ситуациями, когда тяжёлую повозку катишь с горки, лишь направляя её и притормаживая, и когда толкаешь её в гору.

Мы рассмотрели взаимодействие процессов по вертикали, взаимодействие различных уровней. Теперь рассмотрим взаимодействие по горизонтали, взаимодействие процессов одного уровня. При таком рассмотрении пространства процессов, можно увидеть, что каждый процесс взаимодополняет своими возможностями соседний. Каждый на чём-то специализируется и то, что не в состоянии сделать один, способен выполнить другой, то, что невозможно сделать в одиночку по силам сплочённому коллективу. Что значит «сплочённому»? Объединённому общей идеей, общими интересами, стремлением как можно лучше выполнить поставленную задачу.

Какие идеи способны сплотить коллектив? Рассматривая различные виды идей, мы неизбежно опять придём к понятию триединства: все идеи относятся к материальным или идеальным. А эти две группы объединены понятием «развитие». Получение материальных благ можно свести к идее зарабатывания денег. Идеальные блага можно свести к стремлению что-то понять, чему-то научиться.

Может ли коллектив быть сплочён идеей зарабатывания денег, можно ли на этой идее построить единый процесс? Идея способна объединить только при условии учёта интересов всех участников, когда интересы каждого согласуются с общей целью и друг с другом. Количество заработанных коллективом денег всегда ограничено. Каждый член коллектива стремится получить как можно больше. Не сложно понять, что эти интересы не совместимы. Поэтому и сформировать длительно действующий процесс на идее укрепления материального благополучия не возможно.

А вот идея попробовать свои силы в создании чего-то нового, открывающего новые перспективы познания и развития – такая идея всегда поднимала массы на подвиг. При этом и цель формирования коллектива, и цели участников процесса определяются выдвинутой идеей. Стремление каждого члена коллектива познавать новое, чему-то учиться может удовлетворяться настолько глубоко, насколько глубока сама идея. Но и здесь существуют «подводные камни»: чрезмерная идеологизация процесса, недостаток материальной заинтересованности в результатах также ведёт к развалу процесса.

Чтобы успешно шёл процесс развития необходимо оптимальное сочетание идеологической подготовки процесса и материальной заинтересованности в результатах.

 

Что же определяет интересы человека, его способности, его устремления? Не снаружи, не внешние обстоятельства и внешнее воздействие, а изнутри. Какие процессы, какие энергии в самом человеке определяют его поведение? Что толку говорить о внешних обстоятельствах, о чужих способностях нам не подвластных? А вот себя любимого я изменить в состоянии. Только необходимо знать, на что нужно воздействовать и в какую сторону. Это и будет темой наших дальнейших рассуждений, размышлений и экспериментов.