Развитие социума

Наиболее глобальные этапы на пройденом пути развития социума – политеистический и монотеистический (по Ясперсу – «два дыхания»). Как они соотносятся с этапами развития семи уровней сознания человека?

На первом этапе в ходе развития первого уровня сознания человек ещё не дорос до глубоких теорий. Он занят освоением, изучением собственного тела, развитием его способностей. Элементы окружающей среды служат той же цели: освоению навыков взаимодействия собственного тела с окружающей средой. Но при этом приходится сталкиваться с проявлениями сил природы.

На втором этапе развития сознания человек (критическая масса человечества, составляющего социум), воспринимая окружающую среду в качестве активного субъекта, начинает интересоваться силами природы. И вот здесь через наиболее “продвинутых” представителей человечества он получает в виде откровений учебник жизни, политеистическое учение. Постепенно формируется политеистическое мировоззрение, возникают политеистические религии.

Если на втором этапе развития сознания идёт активное развитие функции восприятия законов природы, их изучение, то на третьем человек учится использовать силы природы в своих целях, для удовлетворения своих потребностей – активно развивает функцию реализации полученных знаний. В то же время человек, удовлетворяя свои потребности, сталкивается с необходимостью учёта потребностей себе подобных. Он учится понимать другого человека. Но способность что-то создавать – увлекательное занятие. Увлечённый своими способностями реализации, человек забывает о функции восприятия и на энергиях умножения, подчинения и измышления катится вниз по пути ненасытного удовлетворения своих «потребностей». Настоящие материальные потребности человека небольшие, их удовлетворить несложно; страсти – ненасытны. Так как в ходе развития третьего уровня сознания человек начинает осознавать взаимоотношения с себе подобными, то и эта потребность в конце третьего этапа переходит в страсть. Л.Н.Толстой в своей книге «Об истине, жизни и поведении» об этом сказал: «Самые захватывающие нас желания – это желания похотливые, такие желания, которые никогда не удовлетворяются, и чем больше удовлетворяются, тем больше разрастаются». Хорошей иллюстрацией прохождения социумом второго и третьего этапов развития является взлёт и падение Римской империи.В то же время постепенно идёт подготовка человечества к переходу на новый, четвёртый этап развития сознания – появляются пророки, проповедующие приход нового, монотеистического учения. Ростки монотеистического сознания постепенно разрушают старую окостеневшую языческую форму. 3-ий век нашей эры ознаменовался наиболее яростным сопротивлением старых форм приходу нового мировоззрения. В это время было пролито много крови, и в то же время этот век по сравнению с прошлыми дал больше всего личностей, которые были причислены потомками к лику святых.

Если сутью первого, политеистического мировоззрения являлись учения о силах природы как о живых существах, о взаимодействии человека с этими силами и использовании их в своих целях, о законах общения человека с другим человеком, то сутью второго, монотеистического мировоззрения стали учения о законах формирования коллективов людей, поведения человека в коллективе, о законах взаимоотношения коллективов. И основой этого мировоззрения явилась идея, утверждающая, что творцом процесса является одна личность.

Представьте себе противоположную ситуацию, когда к формированию какого-либо одного процесса приступят сразу несколько творцов, и каждый в соответствии со своим представлением. Например, когда скульптуру примутся ваять десять скульпторов и каждый по своему замыслу. Что из этого получится?

Принцип единоначалия позволяет формировать иерархию, структурировать социум. Причём в мире сотрудничества принцип единоначалия подразумевает невмешательство начальника в дела подчинённого, в процессы им формируемые. Т.е. воздействие на функцию восприятия подчинённого, а не на функцию реализации. Когда в дела подчинённого вмешивается начальник, то процесс формируется уже двумя: подчинённым и начальником. Какое же это единоначалие?

Осваивая второе мировоззрение, человек (критическая масса человечества) учился осознанно формировать государства, всё большее количество людей включалось в процессы государственного строительства. Как-то поняв принципы формирования государства, человек стал навязывать своё понимание другим государствам: крестовые походы, освоение Америки, британские завоевания. При этом в значительной мере преследовались свои узкокорыстные цели.

По мере распространения монотеистического мировоззрения стабилизировались границы государств, страны-колонии освобождались из-под влияния стран-метрополий. Россия, освоив идеи монотеизма, смогла освободиться от монголо-татарской зависимости. Процесс активного освоения идей христианства Россией значительно пополнил список святых православной церкви в 11-16 вв.

Как процесс становления 4-го этапа развития хорошо иллюстрируется графиком частоты появления святых, так последующий 5-й этап хорошо иллюстрируется графиком частоты появления учёных, что отображено на представленном ниже графике за период с 20в. до н.э. и по 20 в. н.э.

На представленном графике прямоугольниками показана частота рождения святых (причисленных к лику святых православной церковью), треугольниками – учёных за период от 20в. до н.э. по 20в. н.э. Количество святых и учёных, рождавшихся в разные века, отражено в логарифмическом масштабе на вертикальной оси. При желании количество можно уточнять. Но качественная картина при этом, наверняка, останется прежней.

Из графика видно, что третий век нашей эры породил большое число святых, многие из которых были сожжены, обезглавлены, утоплены, повешены, растерзаны зверями по приказу римских императоров и кесарей в ходе ожесточённого сопротивления языческой церкви становлению второго мировоззрения. Завершение этапа становления второго мировоззрения ознаменовалось падением Западной Римской империи.

Сравнительно небольшое количество учёных, рождавшихся в этот период, были предвестниками пятого этапа развития человечества. В конце 4-го этапа развития (9-13 вв) количество учёных заметно выросло. Началом пятого этапа можно считать период позднего средневековья, или раннего нового времени. Резкий рост числа учёных, точнее попытка резкого роста, наблюдается в 13в. В 14в. наблюдается ещё более резкое снижение вследствие целой серии бедствий, таких как Великий голод 1315-1317гг в Северной Европе с необычайно высоким ростом преступности, распространение болезней, массовых смертей и каннибализма. «Чёрная смерть», поразившая Европу в середине 14в. и уничтожившая половину европейцев. Крестьянские войны в Англии и Франции. Столетняя война во Франции. Эти негативные последствия неуёмной погони человечества за результатами говорят о завершении 4-го этапа развития.

К тому же, если до нашей эры с предвестниками пятого этапа развития обходились довольно-таки мягко и даже уважительно, то в средние века уже монотеистическая церковь сжигала их на кострах. Но жизнь берёт своё. Начиная с 15в. наблюдается устойчивый рост количества людей, занимающихся научной деятельностью.

Период с 15в по 17в можно считать началом научно-технической революции. Это был период теоретической подготовки. Промышленная революция – период практического применения теоретико-исследовательских изысканий – знаменовала собой становление пятого этапа развития сознания человека. Для 17-18вв характерно активное внедрение в промышленное производство различных изобретений, активизация накопления научных знаний. Научные исследования способствовали развитию промышленности, проблемы развития промышленности активизировали научную деятельность. Ярким примером является создание в Англии прядильной машины. Если до этого на протяжении нескольких тысячелетий прядильщицы выполняли свою работу с помощью ручного веретена и прялки, то за короткий срок с 1735 по 1764 годы в результате деятельности английских изобретателей была изготовлена пригодная для использования в промышленном производстве прядильная машина «Дженни». А к 90-м годам 18 века в Англии насчитывалось уже более 20 тысяч самопрялок.

Приведение в порядок накопленных знаний, их структурирование вылилось в создание различных научных дисциплин и привело к бурному техническому прогрессу. В 19-20вв произошёл прямо-таки «взрыв» количества рождений учёных, сформировалось множество научных направлений, получили развитие множество отраслей промышленности. Развитие науки, техники, промышленности не могло происходить без изменения устройства социума.

Эти бурные изменения в жизни человечества были отражением пятого этапа развития сознания.

Вся история развития сознания человека говорит о постоянной глобализации социальных процессов. В конце 20 века процесс глобализации вышел на планетарный уровень. Разработчики положений квантовой механики пришли к выводу о наличии единого источника реальности. Появляются разработки, рассматривающие устройство социума с планетарных позиций: геополитика, теория мондиализма. Широкое распространение получил такой единый источник информации, как интернет. В то же время международные масштабы приобретают проблемы терроризма, всё чаще говорят о проблемах здравоохранения в планетарном масштабе. Определённые круги пытаются распространить свою власть на всю планету. И всё больше надежд людские массы возлагают на технические достижения науки, на технократию. Можно сказать, что плоды пятого этапа развития, научно-технической революции превратились в “золотого тельца”, некоего очередного идола.

Такие явления говорят о начале формирования третьего «дыхания», о стремлении человечества понять суть единства всей жизни, о неспособности второго мировоззрения отвечать на встающие вопросы, о скором приходе третьего мировоззрения.

Из выше сказанного следует, что на чётных этапах развития сознания человечество в ответ на свои запросы об устройстве мира получало соответствующее мировоззрение и изучало (воспринимало) его. На нечётных этапах – училось применять в жизни (реализовывать). Если экстраполировать эту тенденцию, то напрашивается вывод, что на шестом этапе развития будет сформулировано третье мировоззрение.

Из графика рождения святых и учёных видно, что всплеск рождений, знаменующий собой приход нового, происходил не в одночасье. Задолго до этого появлялись одиночки, которые закладывали основу будущих событий.

Судя по кризисному состоянию социума, мы стоим на пороге шестого этапа развития. Если это так, то уже должны существовать теоретические предпосылки третьего мировоззрения. Какое же это будет мировоззрение, где его источники?