Роль информационной культуры
в воспитании подрастающего поколения

Информация. Чьи-то мысли, книги, картины, фильмы, музыка. Это то, что изменяет сознание человека. В направлении развития или в направлении деградации. В результате осознанной целенаправленной работы или незаметно ложась на наше подсознание.

Ещё совсем недавно основным поставщиком информации являлись государственные структуры. Изменяя содержание и направленность информации можно было целенаправленно влиять на развитие сознания детей и подростков. Государство вырабатывало определённую концепцию воспитания, а школы, кино, театры, книги посредством информации, формируемой соответствующим образом, проводили эту концепцию в жизнь. В таких условиях не было необходимости воспитания как у взрослых, так и у подростков осознанного подхода к анализу преподносимой информации. Подсознательное восприятие информации формировало необходимый образ мышления и поведения.

Появление компьютеров и интернета в корне изменило ситуацию. И взрослые, и подростки, и дети получили неограниченный доступ к любой информации, к её формированию и распространению. Даже дошколята способны выходить в интернет и барахтаться в информационном море. А информация, как и всё в нашем мире, носит двоякий характер: созидательный или разрушительный, полезный для нашего организма или ядовитый. Как грибы в лесу. Только идя в лес по грибы, мы вначале изучаем культуру сбора грибов: пытаемся запомнить какие из них съедобные, а какие – ядовитые, как их отличить на вкус, где и какие из них произрастают. И внимательно следим за нашими детьми, что бы по своей неопытности они не потянули в рот какой-нибудь мухомор.

В информационное море мы ныряем безо всякой подготовки. И то, как мы обращаемся с информацией, демонстрирует всё наше внутреннее содержание. Если культура грибника проявляется в том, как он собирал грибы, какие из них принёс домой, как обработал, то свобода доступа к информации, к технологиям её формирования, обращение с нею отражается на всех гранях поведения и педагога, и ребёнка, проявляет всю их культуру и всё их бескультурье. Как они разговаривают друг с другом, что смотрят по телевизору, слушают по радио, чем интересуются в интернете, какую музыку «крутят» на дискотеке и на мероприятиях. Как ведут себя на улице, как одеваются, что потребляют, как распоряжаются отходами.

Вопрос: какое отношение имеет информационная культура к культуре поведения? Культура поведения определяется сознанием человека. А что такое сознание? Это результат обработки информации, результат культурного обращения с информацией. То, к чему приходит человек в ходе размышлений, в результате анализа и синтеза информации, полученной как из различных источников, так и в ходе собственных жизненных экспериментов.

Всё чаще говорят о том, что будущее – за информационным обществом. Можно сказать и так. Но в любом случае роль информации в формировании сознания человека с её как конструктивным, так и деструктивным воздействием возрастает всё ускоряющимися темпами, а значит и воспитание информационной культуры, осознанного подхода к информации в настоящее время становится актуальным, как никогда. Особенно для нашего будущего, нашей молодёжи, не мыслящей свою жизнь без современных средств доступа к информации, к средствам её обработки. И если маленького ребёнка, пока он ещё безоговорочно доверяет взрослым, могут направить по пути истины родители и воспитатели, то к тому времени, когда он подростком бросится в самостоятельное плавание по информационному морю, просто необходимо привить ему навыки информационной культуры.

Что же такое информационная культура?

Можно сказать, что информационная культура – это, способность человека воспринимать информацию, анализировать её и обобщать, а так же менять характер своего поведения по итогам сделанных выводов.

рис.1

Схематично это можно представить в виде ромба, состоящего из двух треугольников (см. Рис.1). Верхний треугольник, информационный, – получение информации в ходе какой-либо деятельности, её анализ и синтез, или обобщение. Нижний, поведенческий, – формирование по итогам анализа-синтеза изменений в сознании человека, отражающееся на его поведении.

Из сказанного вытекает, что первым условием на пути формирования информационной культуры является понимание необходимости непрерывной работы над собой: работы по сбору информации, её обработке и изменению себя на основе полученных выводов. Казалось бы – очевидный и тривиальный вывод. Почему же нас учат запоминать и произносить чужие мысли, выполнять чужие команды, но не учат мыслить самостоятельно, творчески подходить к поставленной задаче? Я имею в виду не теорию, а практику. Не тот случай, когда с трибун и кафедр озвучиваются очень правильные мысли, а когда родитель, педагог, начальник командует, не предоставляя свободы выбора (за редким счастливым исключением). Ведь практика – лучший учитель. Получается, что не так всё просто.

Да, есть окружающая среда, оказывающая влияние как на ребёнка, так и на педагога, или кто-то, требующий поступать определённым образом, но существует и свобода выбора. И только взяв ответственность за принимаемые решения на себя, человек сумеет уверенно пойти вперёд по пути развития. Подростки стремятся к принятию самостоятельных решений. Но чтобы это решение было осознанным, необходимо уметь находить полную информацию, т.е. информацию как о позитивных, так и о негативных последствиях выбора, необходимо уметь самостоятельно анализировать, обобщать полученную информацию и конструктивно применять её в жизни. В этом и заключается суть работы над собой.

Опять-таки, и в вопросе о свободе выбора пришли к необходимости воспитания информационной культуры.

Приводя схему формирования информационной культуры, мы фактически озвучили и второе условие её развития. Третье условие рассмотрим несколько позже. На рисунке 1 приведены 4 составляющие информационной культуры. Вторым условием формирования информационной культуры является необходимость работы над всеми четырьмя составляющими, как над единым целым. Откажемся принимать информацию – превратимся в закрытую систему, самоуничтожающуюся согласно второму закону термодинамики. Не будем анализировать информацию, фильтровать её – превратимся в помойную яму, куда будут сбрасывать информационные отходы. Откажемся обобщать результаты анализа, делать выводы, приходить к пониманию законов, о которых говорит принятая информация – не сможем отличать конструктивные процессы от деструктивных, и придётся полагаться на чужое мнение. Ну а если, научившись работать с информацией, научившись отличать «что такое «хорошо», что такое «плохо»», мы не будем работать над собой, убирая деструктивные черты своего характера, – тогда о какой же культуре может идти речь?

Рассмотренные условия формирования информационной культуры не зависят от взглядов человека, следовательно, носят характер закона.

И небольшое отступление. Так и хочется отметить в схеме на рисунке 1 момент триединства. Верхний треугольник, работа над информацией: информация-анализ-синтез. Нижний треугольник, работа над своим поведением: анализ-синтез-поведение. Единый процесс: работа над информацией, работа над собой, и как объединяющий элемент – информационная культура. В итоге – три триединства.

Информационный взаимообмен

Как ребёнок, так и педагог не только принимает, но и выдаёт информацию: что-то говорит, пишет, создаёт фильмы, ведёт себя определённым образом (для окружающих образ поведения – тоже информация). Даже думая о чём-то, мы излучаем информацию. В процессе жизнедеятельности мы постоянно принимаем и постоянно выдаём информацию. Идёт постоянный информационный взаимообмен.

Если человека рассматривать как элемент информационной культуры, схематично изображённый на Рис.1, то информационный взаимообмен 4-х элементов логично представить в виде, показанном на Рис.2.

рис.2

На рисунке в зависимости от уровня расположения элемента можно выделить три типа взаимодействия: 1 – взаимодействие граней поведенческой составляющей 1-го элемента с информационными составляющими элементов 2 и 3; 2 – обмен по горизонтали результатами анализа-синтеза между элементами 2 и 3; 3 – обмен по вертикали между элементами 1 и 4. Взаимодействие элементов 2 и 3 с элементом 4 относятся к первому типу взаимодействия.

По сути, на рисунке 2 изображено функционирование коллектива из 4-х человек. Или некой структуры, состоящей из 4-х подразделений. Верхняя часть представленной на рисунке фигуры выражает собой идеологическую составляющую, генератор идей. Нижняя часть – материализует, претворяет идеи в жизнь. Элемент более высокого уровня своим поведением воздействует на информационную составляющую ближайшего нижестоящего уровня. Можно сказать, что элемент 1 согласовывает способы материализации идей с элементами 2 и 3. Элементы 2 и 3, обмениваясь результатами анализа, согласовывают свои действия по воплощении идей в жизнь и передают отработанные технологии элементу 4, руководят процессом реализации задуманного. В ходе 3-его типа взаимодействия, в отличие от 1-го, передаются общие идеи без обсуждения подробностей. И опять-таки, воздействие осуществляется только на информационную составляющую элемента 4, на его сознание.

Если в качестве 1-го элемента процесса энергоинформационного взаимообмена мы рассмотрим директора школы, то 2-й и 3-й элементы – его заместители, 4-й элемент – педагогические работники школы. Опустившись на ступеньку ниже, можно рассмотреть схему, состоящую из заместителя директора, учителей и учеников. Или – заместителя директора по воспитательной работе, педагога-организатора и учеников.

Из схемы следует, что воздействие элемента вышестоящего уровня своим поведением напрямую на поведение элемента нижестоящего уровня (в обход информационной составляющей, без идеологической подготовки) является нарушением законов информационной культуры.

Необходимо учитывать, что вычленение из информационной культуры составляющих, представленных на Рис.1, носит несколько условный характер в том плане, что каждая составляющая включает в себя и все остальные, т.е. все они функционируют одновременно. Так, получаемая ребёнком информация зависит от его поведения, определяется его сознанием. Одна и та же информация для одного ребёнка может быть очень важной, другой её просто не услышит и не увидит. Выдавая ребёнку информацию, педагог тут же воспринимает информацию, о том, как ребёнок реагирует на полученную информацию, анализирует ситуацию и делает определённые выводы.

Исходя из этого и возвращаясь к рассмотрению процессов взаимообмена информацией в коллективе, можно сказать, что информация идёт не только с верхних уровней вниз, но и от нижних уровней вверх. То, что называется контроль исполнения и корректировка действий, та самая обратная связь. Что также является элементом информационной культуры.

В ходе рассмотрения различных аспектов информационной культуры, мы неоднократно говорили об анализе информации. Первым шагом анализа является отбор полезной для нас информации. Маленький ребёнок делает это очень просто: то, что ему интересно – он принимает. На всё остальное просто не обращает внимания. Постепенно он учится делать осознанный выбор. Этому его учат и родители, и воспитатели, и педагоги, и различного рода начальники. А лучше всего – Жизнь, те «шишки», которые он набивает, делая неправильные выборы. Мы неплохо умеем отбирать информацию, необходимую для успешной сдачи экзаменов, для выполнения посильной работы, для зарабатывания денег. Но отличать информацию, развивающую наше сознание, от информации его разрушающей нас никто не учил. В тоже время постоянный труд над развитием этой способности и есть третье условие развития информационной культуры. Как можно назвать информационно культурным педагога, постоянно черпающего информацию с порно-сайтов, подростка, всё своё время проводящего за компьютерными играми. Где в этих ситуациях момент развития сознания? А возникает ли хотя бы мысль о пользе такого времяпрепровождения?

Современный ребёнок буквально тонет в море информации: печатная продукция, радио, кино, телевидение, рекламные щиты, интернет, компьютеры с их возможностью просмотра электронных носителей информации, компьютерные игры, DVD- и флэшпроигрыватели, мобильные телефоны, способные обеспечить доступ ко всему этому многообразию практически в любом месте твоего нахождения. Конечно же, при таком изобилии средств доставки информации грех не воспользоваться их возможностями в плане целенаправленного воздействия на сознание подрастающего поколения на всей планете. А чтобы это делать максимально эффективно, создаются целые институты, разрабатывающие специальные технологии. Удивительным образом одинаково и в Америке, и в Европе, и у нас подростки становятся поклонниками низкопробной музыки, табака, алкоголя, потребительского отношения к жизни. Информация о такой «сладкой» жизни распространяется по всевозможным каналам масс-медиа.

Что творится сейчас на информационном пространстве? Как рядовому человеку разобраться в этом потоке информации: что полезно, и что вредно? «Что такое «хорошо», что такое «плохо»?». Как контролировать направленность воспитания наших детей? Да, до определённого возраста мы можем в какой-то мере влиять на выборы наших детей. Да, крайне необходимо развивать у подростков информационную культуру. Но самое главное – это воспитать постоянное стремление к саморазвитию.

Самовоспитание культуры восприятия информации

Лишь через год, а то и более мы видим результат работы над собой, видим, как мы изменились. Далеко не каждый взрослый способен отследить эти изменения. Не говоря уже о детях.

Но существует и то, за чем стоит наблюдать, над чем стоит трудиться ежечасно и ежесекундно. Это то, что формирует маленькие песчинки наших достижений. Это то, что с нами произошло в ходе восприятия информации.

Воспринимаемая информация всегда вызывает в нас какие-либо ощущения. Ощущения могут быть приятными и не очень, сладостными и болезненными – самыми разнообразными.

С неприятными ощущениями всё понятно: необходимо по возможности отказаться от такой информации и, самое главное, изменить отношение к ней, изменить нечто в своём сознании.

Сложнее понять деструктивность приятных ощущений. Говорят «страстная любовь». Страсть и любовь. Вспомните ощущения, когда вам чего-либо страстно хочется. Страсть завладевает вами. Вы ни о чём не в состоянии думать, кроме как о предмете вашей страсти. Вы потеряли свободу, вами можно манипулировать. И вспомните ощущения нежности, тепла, когда вы смотрите на котёнка, цыплёнка, маленького ребёнка. Ощущения лёгкости, полёта, свободы, когда вы, лёжа на траве в тёплый солнечный день, рассматриваете лёгкие облака в небе, наблюдаете за полётом птиц, и просто радуетесь хорошему дню. Сравните эти ощущения: ощущения пленяющей страсти и ощущения раскрепощающей любви. Как их можно соединить? А ведь страсть настолько приятна, так захватывает, что с нею очень трудно расстаться. Как нам нравится учить других! А нуждаются ли эти «другие» в наших поучениях? Приятно вкусно покушать! А надо ли это нашему организму? Как приятно в компании потусоваться под дисгармоничную музыку! А в Древнем Китае композитора, который писал музыку, нарушающую гармонию – казнили.

Ещё сложнее отследить воздействие информации, которую мы не замечаем, которая ложится на подсознание, а результаты её воздействия проявляются в нашем поведении много времени спустя.

Характер воздействия информации на сознание зависит не только и не столько от самой информации, сколько от образа нашего мышления, от нашего сознания. Работая над развитием сознанием, мы меняем характер воздействия информации на нас, мы учимся осознано отбирать необходимую нам информацию. Человека можно сравнить с радиоприёмником: как настроен, так и принимает. С той лишь разницей, что человек способен к саморегулированию.

И принципиально разных диапазонов вызываемых информацией ощущений не много, всего лишь два. Эти две группы ощущений или чувств можно назвать чувствами сотрудничества и чувствами насилия, или ощущением добра и ощущением зла. Можно привести бесконечное множество различных чувств, но все они относятся к одной из этих групп. Вот эти два диапазона и определяют жизнь человека: спокойствие, целеустремлённость, радость или ажиотаж, страх, эйфорию.

Говорят, что главное богатство человека – это здоровье. Говорят, что спокойные люди меньше болеют, дольше живут. В тоже время, в состоянии сотрудничества человек способен воспринимать любую информацию и развиваться в ходе её анализа и обобщения. В состоянии насилия, обуреваемый собственными страстями он отрицает информацию, против которой восстал. Казалось бы, живи на сотрудничестве – и будешь богатым, т.е. здоровым, и будешь выполнять основную задачу жизни, т.е. развиваться. Но для этого необходимо постоянно перестраивать ту часть нашего сознания, которая сформирована на насилии на режим сотрудничества, постоянно заниматься самовоспитанием.

Таким образом, воспитание информационной культуры помогает и педагогу и ребёнку использовать окружающую их информацию на собственное целенаправленное развитие. А так как каждый является частью своего народа, частью всего человечества – на развитие и своей Родины и всего человечества.

август 2009