Воспитание человека

Кто из нас не хотел бы видеть своего ребёнка здоровым, успешным в личных и общественных делах, счастливым? Все, кто становится родителями, успели приобрести определённый жизненный опыт, составить своё представление о том, как нужно жить, как и в каком направлении воспитывать детей, мужа или жену, сотрудников по работе, «случайного» встречного. А как часто мы задумываемся о том, что необходимо человеку для развития его сознания? Ведь то, как человек осознаёт происходящие вокруг него и с ним события, как раз и определяет его счастье. Имеем ли мы право навязывать другому человеку, большому или маленькому, сложившиеся у нас стереотипы? Или наша задача всемерно помогать ему в реализации его творческих устремлений?

Исходя из предложенной схемы энергоинформационной структуры человека, можно сказать, что приходя в этот мир, человек имеет дело с 36 базовыми энергиями (всего-то?), в своём сочетании обеспечивающих способности выполнения 17640 функций (ух, как много!).

В то же время характеры новорождённых отличаются друг от друга, они обладают разными способностями. Это говорит о различии начальных значений параметров характера. Кроме того, для каждого индивидуален темп и направление развития. Каждый в течение жизни достигает определённых высот в развитии способностей. В итоге получается бесконечное число характеров и, как следствие, бесконечное число индивидуальных программ развития. И каждый, даже самый маленький, человек знает эту свою программу. Посмотрите, как настойчиво только что научившийся ходить ребёнок осваивает навык преодоления высокого для него дверного порога, многократно повторяя свои попытки. Это его программа на данный момент. Это ему интересно, это момент его развития. Что нам делать: прервать эти бесконечные попытки, так как у нас нет больше времени оберегать его от падения, да и есть на наш взгляд более интересные занятия, или всё же помочь сформировать этот опыт? Прежде чем принять решение, давайте проанализируем наши ощущения. Ощущения, когда мы с любовью наблюдаем за пока ещё неуверенными, но настойчивыми попытками маленького человечка, видим его торжествующий взгляд, обращённый к нам, слышим радостное «Я сам!» в случае успешного самостоятельного преодоления препятствия. Это – ощущения энергий сотрудничества. И ощущения, когда мы вроде и с малышом в его занятии, а голова занята мыслями о том, что пора его укладывать спать, надо браться за стирку, приготовить обед, и вообще, когда он, наконец-то, подрастёт и займётся более серьёзными, самостоятельными делами?! Это ощущения энергий насилия. А реакция ребёнка, когда мы прервём его эксперименты? Попытка загнать процесс развития в узкие рамки наших представлений, подогнать под какой-то эталон – есть нарушение закона свободы творчества, что тормозит развитие человека. И ощущения при этом неприятные, причём у обеих сторон.

Немецкий писатель, критик, физик Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799) об этом сказал так: «Мы ещё недостаточно знаем человека, чтобы не предоставить выполнение этого (воспитания) случаю, если можно так выразиться. Я уверен, что если бы нашим педагогам удалось достигнуть своей цели, – я хочу сказать: если бы они оказались в состоянии воспитывать детей вполне так, как они хотят этого, то мы не имели бы более ни одного истинно великого человека. Самому нужному в жизни нас обыкновенно никто не учил. Избави Бог, чтобы человек, учителем которого является вся природа, сделался бы куском воска, на котором отпечатал бы свой возвышенный образ какой-нибудь профессор».

Воспитателю остаётся только с любовью изучать интересы и способности воспитуемого и создавать ситуации, способствующие развитию конструктивных способностей, ограничивая деструктивные устремления, что и является сутью воспитательного процесса.

Но если воспитатель лишь создаёт условия, то кто воспитывает? Случай? Природа? Развить сознание человека, его энергоинформационную структуру, можно сказать, развить энергетические мышцы, способен лишь сам человек в ходе размышлений и целенаправленной работы над собой. Так же, как спортсмен развивает физические мышцы. И хорошо когда это происходит не в результате душевных и физических страданий.

Какие циклы можно отметить в ходе развития сознания?

Анализируя этапы развития человека, приходишь к выводу, что семилетний цикл лучше всего накладывается на жизнь человека.

Придя в этот мир, ребёнок первые семь лет занимается развитием 1-го уровня сознания, осознанием собственного «Я» на самом нижнем уровне – освоением своего физического тела. На этом этапе происходит формирование физического тела, приобретение навыков управления им, изучение и развитие способностей этого тела. Второй отрезок жизни величиной в семь лет подрастающий человек изучает окружающий мир. Этот период можно назвать «Я-среда». Происходит резкое расширение контактов с окружающей средой, изучаются компоненты этой среды, способы взаимодействия с ними. Физическое тело приобретает более тонкие навыки воздействия на предметы окружающей среды. Третий – посвящён изучению взаимоотношений с другой личностью, «Я-Я». На этом этапе развития подросток начинает более глубоко интересоваться взаимоотношениями со сверстниками.

Эти три отрезка можно назвать периодом личностно ориентированного развития.

Дальше процесс усложняется – на сцену выходит коллектив. Уже приходится учитывать желания и способности не одного человека, а многих, формировать в своём сознании из отдельных единиц цельный образ. Энергии 4-го уровня сознания, развиваемые следующие семь лет, формируются и развиваются в процессе изучения законов жизни коллектива: осознания коллективных интересов и приобретения навыков творения коллектива. Но коллектив коллективу – рознь. И не только потому, что подбираются разные люди. Коллективы формируются для решения различных задач: один создаёт материальные ценности, другой занимается воспитанием детей, третий – лечением больных, четвёртый – научными разработками, пятый вынужден выполнять силовые функции. Из всех этих коллективов необходимо создать целостный организм государства. Только человек с хорошо развитым пятым уровнем сознания способен решать такие задачи. На 5-ом семилетнем отрезке осознаются законы согласования интересов разноплановых коллективов, приобретаются навыки формирования государственных процессов.

Период развития 4-го и 5-го уровней сознания можно назвать периодом коллективно ориентированного развития.

Как один человек не похож на другого, как отличаются характеры различных коллективов, точно также отличаются и характеры государств, психологии населяющих их народов. По мере развития государств, расширяющиеся зоны их интересов начинают всё больше и больше перекрываться, зачастую противореча друг другу. Дальнейшее развитие сознания человека позволяет вместить противоречивые запросы государств, найти общие интересы и объединить государства в союзы. Единые экономические (материальные) интересы позволяют создавать относительно небольшие, недолговечные союзы. Единые идеологические подходы позволяют создавать более значимые союзы, объединяющие в себе и разноплановые экономические интересы. Такие союзы начинают оказывать влияние на судьбу всей планеты. На 6-м семилетнем этапе развития человек постигает премудрости создания союзов государств и его деятельность приобретает планетарный характер. На 7-м этапе развития сознание человека начинает вмещать то единое, что позволит убрать противоречия между союзами государств и объединить всю планету.

Период развития сознания, включающий в себя 6-й и 7-й семилетние этапы можно назвать периодом планетарно ориентированного развития человека.

Но точно так же, как не все оканчивают институт, как не все получают полное среднее образование, так не все в течение жизни достигают 7-го, 6-го или 5-го этапа развития.

Переход в ходе развития от одного уровня к другому осуществляется плавно. Природа не терпит резких изменений. На этапе активного развития какого-либо уровня потихоньку начинается освоение следующего и продолжается процесс совершенствования способностей человека на более низких уровнях, являющихся инструментом для выполнения задач более высоких уровней.

Таким образом, человек развивается всю свою жизнь. Мы в состоянии понять, что воспитывая маленького ребёнка, необходимо учитывать его индивидуальные способности и интересы. Это как-то учитывается в дошкольном возрасте. В школе, уже доминирует Её Величество Программа. Общая для всех, которая за редким исключением не оставляет места для индивидуальной работы. Ну а взрослый человек «должен!» уметь делать всё. А если не умеет – значит, лентяй.

Как уже говорилось, каждый человек в развитии своих энергетических уровней, своих способностей идёт своим путём: различны стартовые условия, темпы и направления развития. Но закономерности – общие. Для физического тела, для энергетических уровней форм, дел и ситуаций общие закономерности ярко выражены. Поэтому мы лучше понимаем проблемы ребёнка. Для более высоких уровней установить эти закономерности гораздо сложнее. В итоге мы прекрасно понимаем, почему ребёнок не может выполнять, например, ту физическую работу, на которую способен взрослый. И предполагаем, что любой не ленивый человек может стать выдающейся личностью. На самом же деле, каждый человек, успешно пройдя за какой-то отрезок жизни то, что ему легко удавалось, всю оставшуюся жизнь будет развивать тот уровень энергий, на котором он «застрял». И бессмысленно от него требовать, чтобы он «перепрыгнул через себя». Не понимая этой простой истины, мы зачастую требуем от человека то, «к чему не лежит его душа», что противоречит задачам его развития, и способствуем формированию в нём энергий насилия. В итоге человек перестаёт развиваться и начинает деградировать. А мы удивляемся: «Ну, как можно так низко пасть?».

Мы всю жизнь развиваем своё сознание, свою энергоинформационную структуру, постепенно накапливая жизненный опыт, и в соответствии с законом вложенности процессов в ходе развития переходим от более простых уровней сознания к более сложным. Причём, свой опыт мы не в состоянии передать другому, лишь можем поделиться информацией о нём.