Философский взгляд на проблему воспитания
журнал «Сацыяльна-педагагічная работа» №6, 2002г., г.Минск

Мы живём в эпоху лавинообразного роста информационного потока. Накоплен богатый опыт в различных аспектах воспитания, разработаны различные технологии информационного воздействия на сознание, значительно упростился доступ к широкому спектру знаний. И игнорировать этот поток информации или запретить доступ к нему невозможно. Дети, подростки стремятся за короткое время многое попробовать и осознать. Почему человек курит, пьёт спиртное, употребляет наркотики? Что хорошего и что плохого в различных духовных течениях: «Бахаи», «Рэйки», «Универсальные энергии», индуизм, зороастризм, буддизм, православие, католичество, иудаизм? Какое место в истории человечество занимали лимурийцы, атланты, красная, жёлтая, чёрная и белая расы? Почему один всю жизнь занимается только спортом, другой – только наукой, а третий успевает попробовать всё? Наконец, почему «хороший» человек живёт мало и трудно, а «паразит» – долго и роскошно? А педагоги, не будучи в состоянии ответить на вопросы детей, вынуждены прибегать к различным видам запретов и наставлений. Несоответствие уровня структурированности потока информации быстро растущему объёму лишает школьника интереса к получаемой информации, развивает в школе систему запоминания информации, а не её осознанного усвоения. Это приводит к тому, что «По разным оценкам от 25% до 50% учащихся базовой школы не усваивают учебный материал, заданный требованиями учебных программ» [1, с. 39]. Даже успешно усвоив требуемый соответствующей системой набор знаний, подросток, молодой человек оказывается не в состоянии применить их в жизни. Придя после школы в институт, он слышит: «Забудьте то, чему вас учили в школе, и начинайте учиться заново». Поступив после института на работу, он слышит ту же самую фразу. Это говорит об оторванности системы образования от жизни, о неспособности учащихся применить полученные знания в социуме.

Противоречия между запросами растущего сознания детей и возможностями удовлетворения этого спроса системой образования говорят о том, что настала пора «перехода количества в новое качество». Суть перехода заключается в анализе и систематизации накопленного опыта и знаний, в структурировании процессов на более высоких уровнях, в глобализации понятий. Такие переходы в истории человечества происходили, когда сознание человека, расширяясь, последовательно переходило от вмещения собственных интересов к вмещению потребностей природы, затем – потребностей рода, княжества, государства, союза государств. Все эти переходы происходили, когда старые рамки представлений не удовлетворяли новым запросам растущего сознания.

Каким же должен быть этот переход? Ещё французский философ, основатель позитивной социологии Огюст Конт (1798-1857) говорил, что необходимо создать науку об обществе как едином социальном организме, основанную, подобно естественным наукам, на точных наблюдениях и фактах.

Если дистанцироваться от рассматриваемых процессов, то можно увидеть, что все процессы имеют одинаковую структуру, формируются и развиваются по единым законам. Вся наша жизнь состоит из выполнения каких-то функций. Человечество накопило множество наблюдений над выполняемыми функциями, выполнило множество описаний этих функций и теперь «количество должно перерасти в качество».

В данной работе предлагается обобщённая структура функций, выполняемых человеком, предлагается ряд обобщённых понятий, и процесс воспитания рассматривается на базе этих функциональных понятий.

Структура процесса

Какая же функция проходит красной нитью через всю жизнь человека и человечества в целом? – воплощение замыслов в жизнь. Иначе говоря, материализация идей. Назовём эту функцию реализацией. Но эта функция выполняется в рамках определённой структуры, социума, по законам этой структуры. Отсюда следует необходимость выполнения второй функции: изучение замыслов, идей соответствующей структуры. И законов материализации идей в этой структуре. Назовём эту функцию восприятием.

Мы видим постоянное проявление дуализма: материализации и изучения, идей и законов. Такая пара присутствует в любом процессе, в любом объекте. Как в мире материальных вещей, так и во взаимоотношениях людей. Это то, что мы привыкли называть материя и идея (рис.1). Это то, что можно назвать женским и мужским началом. Например, табуретка состоит из двух начал: материала (дерево) и идеи (образ табуретки). Семья образуется двумя началами: женой и мужем. Геополитика построена на понимании существования двух начал во взаимодействии блоков государств. «Этот дуализм выражается в противопоставлении "теллурократии" (сухопутного могущества)  и "талассократии" (морского могущества). … В иных терминах, дуализм между "демократией" и "идеократией"» [2, с. 15]. Но для объединения двух начал в одно целое необходимо наличие объединяющего начала, основанного на взаимных интересах, взаимопонимании, соответствии. Попробуйте взять материал, несоответствующий идее. Получите результат, несоответствующий идее. Вот и вырисовался принцип триединства в формировании процесса. При этом материал наиболее заметен. Идею обнаружить сложнее, но, в конце концов, и её можно как-то изложить. Об объединяющем начале очень часто забывают в погоне за результатом. И результат при этом получается плачевный.

Вернёмся к структуре процесса. Восприятие и реализация образуют формообразующую составляющую процесса. Но знаний и навыков недостаточно для формирования и функционирования процесса. Необходима энергетическая составляющая: функции активности и системности (движущие и направляющие энергии). При наличии только движущей энергии получается активная суета и хаос. Системность, направленность  действий без самих действий тоже не даст никаких результатов. Это как энергия горючей смеси в двигателе внутреннего сгорания и направляющая энергия цилиндра. Или движущая энергия интересов ребёнка и направляющая энергия опыта педагога.

С другой стороны, способностей воспринимать информацию от окружающей среды и выполнять поставленные задачи, активности и системности действий достаточно для существования процесса только в ограниченном отрезке времени. Чтобы не выпасть из жизни, процесс должен развиваться. Любой процесс, прекративший своё эволюционное развитие, начинает идти по инволюционному пути и прекращает своё существование. Таким образом, смысл жизни – развитие. И результатом функционирования любого эволюционирующего процесса является развитие этого процесса. Результирующую составляющую процесса можно представить как единство функций анализа и синтеза. В ходе восприятия и реализации, активизации и систематизации накапливается информация. Ею можно манипулировать, её можно комбинировать, получая новые сочетания. И стоять на месте. А можно анализировать, структурировать, синтезировать, приходить к новым более глобальным понятиям, позволяющим справляться с нарастающим потоком информации, и идти по пути эволюционного развития.

Хотелось бы обратить внимание читателя на суть понятия «эволюционное развитие», вытекающую из вышесказанного. Эволюционное развитие – это глобализация понятий в сознании человека, а не накапливание материальных благ и даже не простой сбор информации. Инволюционное развитие – движение по пути погружения в материальные, всё более сужающиеся интересы.

Структура процесса

Таким образом, любой процесс можно представить в виде трёх пар векторов, трёх составляющих – формообразующей, энергетической и результирующей, пересекающихся наподобие осей прямоугольной декартовой системы координат (рис.2, 3). Например, в процессе гироскопа участвуют три вектора: собственный момент импульса (формообразующий), внешняя сила (энергетический), момент силы (результирующий). Человек воспринимает идеи верхней частью туловища: головой, сердцем. Реализует нижней частью туловища. Делает всё спереди. Направляющую функцию выполняет спина. Левое полушарие мозга занимается анализом, правое – синтезом. Опять получился пространственный крест. В системе образования хорошо известна триада обучение-воспитание-развитие. Обучение – приобретение навыков, способностей взаимодействия с окружающей средой – является энергетической составляющей. Воспитание – определяет цели, задачи в жизни человека – формообразующая составляющая. Развитие – внутренний процесс анализа информации, полученной в ходе взаимодействия с окружающей средой, и её синтеза – результирующая составляющая.

Но не надо забывать, что выполнение любой из функций процесса – тоже процесс, включающие и остальные составляющие процесса.

Рассматривая с обобщённых позиций процесс социализации человека, можно сказать, что его сутью является целенаправленное формирование человеком собственной личности, собственного образа на пути развития. Целью системы социализации является содействие человеку в этом процессе. Так как эволюционирующий процесс под названием «человек» выполняет функции восприятия и реализации, активности и системности, анализа и синтеза, то в задачи системы социализации должно входить содействие в развитии способностей выполнения человеком этих функций на всех этапах его жизненного пути, во всех сферах его функционирования.

Движущей энергией человека, побуждающей к активности, является интерес человека. Следовательно, если мы формируем процесс, то в целях развития процесса вовлекать в него стоит только заинтересованных лиц. Если мы хотим развивать, образовывать человека, то необходимо развивать его интересы и направлять их по эволюционному пути. Наибольшее искажение этого, казалось бы, очевидного закона жизни происходит в средней школе и в армии. Детсадовского ребёнка мы считаем маленьким, и не очень сильно на него «наседаем». Более того, неопытным. Поэтому разработали государственную программу «Пралеска», целью которой является развитие дошкольника на основе учёта его интересов. Во внешкольном учреждении также приходится учитывать интересы ребёнка, иначе он уйдёт. В училище, ВУЗе, на производстве появляется опредёлённая свобода выбора. И приходится учитывать интересы участников процесса. Самые бесправные участники процесса (в плане учёта и развития интересов) – в средней школе и в армии. Это приводит к нежеланию детей ходить в школу, а призывников – идти в армию.

Что же нас заставляет забывать о движущей энергии, об интересе? Погоня за результатами. Сформировав какой-либо процесс, мы тут же стремимся выжать из него максимум результатов. Учимся для того, чтобы получать больше денег с целью удовлетворения материальных потребностей. Детей заставляем учиться для удовлетворения родительских амбиций или для высоких отчётных показателей. Проводим реформы опять-таки для улучшения показателей. А где же учёт интересов участников процесса? Где развитие? Погружаясь в реализацию, мы забываем о восприятии и теряем способность к пониманию интересов.

Итак, мы рассмотрели структуру процесса. Исходя из закона триединства, можно предположить, что будут рассмотрены ещё два основных момента. Правильно. Любой процесс формируется в какой-то среде, во внешнем, точнее во внешних, процессах. Следовательно, необходимо рассмотреть структуру окружающей среды и вопросы взаимодействия с ней процесса.

Структура окружающей среды

Человек живёт в социуме. При этом ему необходимо ухаживать за своим телом, взаимодействовать с предметами окружающей среды, вникать в интересы другого человека, решать коллективные задачи, задачи государства, выполнять определённые функции в рамках союза государств и в рамках всей планеты. Таким образом, в социуме можно выделить семь сфер функционирования человека. Они перечислены в порядке их глобализации. Упрощённо вложенность этих сфер можно представить в виде матрёшки. Более сложная структура представлена на рисунке 4. На ней изображены первые три сферы процессов: внутренний процесс, представляющий 1-ую сферу; 2-я сфера, включающая в себя и первую; 3-я сфера, включающая в себя первые две.

Система процессов

Верхняя часть каждого процесса представляет собой восприятие, нижняя – реализацию. Всю структуру можно разбить на уровни: процессы, расположенные выше, можно отнести к более высоким уровням, процессы, расположенные ниже – к процессам более низкого уровня. Если рассматривать всю структуру как единый процесс, то процессы, расположенные ниже средней линии можно отнести к процессам реализации, выше средней линии – к процессам восприятия.

Из рисунка 4 видна схема взаимодействия процессов: вышестоящие процессы своей реализацией воздействуют на восприятие (обычно говорят – на сознание) нижестоящих процессов. Так должно быть. Но мы зачастую своей реализацией пытаемся воздействовать на реализацию нижестоящего процесса. И естественно ничего хорошего не получаем. Мама говорит ребёнку: «Ты должен!». А ребёнок, надувшись: «Ничего я не должен!». А можно учесть интересы ребёнка, создать атмосферу сонастроенности и обсудить все стороны вопроса. Даже если ребёнок и после этого примет неверное решение, необходимо позволить ему сделать так. Это его реализация, его жизненный опыт и ему решать. Но это долгий путь и зачастую с нежелательными для нас результатами. И мы в погоне за нужными нам результатами тормозим развитие ребёнка. Ведь нереализованное желание как заноза сидит в душе, мешает заниматься другими вопросами и, в конце концов, будет реализовано, но уже вне родительского контроля. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях «начальник-подчинённый», «ученик-учитель». Так, если учитель, не пробуждая интереса ученика к своему предмету, требует усвоения определённого объёма информации по определённым схемам, т.е. воздействует не на восприятие, а на реализацию, то он блокирует стремление ученика к саморазвитию. И для достижения требуемого результата приходится прибегать к системе «кнута и пряника», наказаний и поощрений. Хорошей иллюстрацией этому является анализ результатов внедрения информационных технологий в системе образования: «Опыт использования информационных технологий в качестве средства обучения накапливался в республике 10 лет. Его анализ приводит к парадоксальному выводу: за эти годы произошёл серьёзный содержательный регресс в этой области» [1, с. 22].

В то же время в приведенной схеме можно увидеть два встречных потока энергий. От вышестоящего уровня процессов идут вниз идеи, формулировка задач, законов их выполнения. От нижестоящего уровня процессов вверх идут энергии опыта реализации, результаты реализации.

При рассмотрении структуры среды также очевидно наличие триединства, взаимодействие трёх уровней процессов: есть процесс – творец нижестоящих процессов, но творящий по законам, в духе вышестоящего процесса. Это те самые «отец, сын и дух святой». Процесс-творец воспринимает, изучает цель и правила, законы достижения цели вышестоящего процесса. Формулирует задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели и формирует нижестоящие процессы, обеспечивающие решение поставленных задач. Для нижестоящего процесса задача процесса-творца является целью. Это триединство структуры процессов можно назвать законом вложенности процессов: любой процесс находится в рамках вышестоящего процесса.

По горизонтали процессы объединяются для увеличения движущих и направляющих энергетических потенциалов, для обмена информацией, её анализа и синтеза.

Структура энергий взаимодействия
процесса с окружающей средой

Все действия человека в социуме можно свести к семи базовым функциям: делания, планирования, желания, верования, познания, формирования (создания образов) и познания истины. И действительно, чтобы узнать истину какого-то процесса, необходимо научиться его формировать. Но чтобы правильно формировать процесс, необходим определённый набор знаний. Чтобы приступить к сбору информации, необходима вера в успех задуманного. Без желания человек ни во что не поверит и ничего не захочет. Прежде чем захотеть самому формировать процесс, необходимо научится планировать работу, вначале хотя бы ту, что поручают. Но чтобы начать планировать какие-то действия, необходимо научиться их выполнять.

Анализируя названный в предыдущем абзаце ряд функций, можно сделать вывод о том, что первично: материя или сознание (идея). А это, смотря куда идти. Если в направлении восприятия, изучения, то по принципу «от простого – к сложному» придётся вначале изучать материю, делание и потихоньку двигаться к истине. Если же теорию изучил и хочешь что-то попробовать реализовать, то первичной будет идея, и по мере концентрации энергий она превратится в материю.

Перечисленные базовые функции выполняются во всех сферах функционирования. И, естественно, в процессе воспитания необходимо развивать способности выполнения всех семи функций в семи сферах функционирования.

Но каждая функция базируется на трёх видах энергии, «на трёх китах». Их можно назвать энергиями сохранения, творения и единения или всевмещения, целеустремлённости и сонастроенности. Все мы встречали в жизни спокойных, уравновешенных людей, о которых говорят: «За ним, как за каменной стеной». У них ярко выражены энергии сохранения. У людей энергичных, творческих ярко выражены энергии творения. Для людей, у которых в глазах светится тихая радость, готовых принять другого человека таким, какой он есть, характерны энергии единения.

Эти три вида энергии являются тремя аспектами любой выполняемой нами функции. То ли мы что-то делаем, то ли планируем, или познаём истину – в любом виде деятельности всегда присутствуют эти три аспекта.

Процессы, построенные на энергиях сохранения, творения и единения являются конструктивными. Мир конструктивных процессов можно назвать миром сотрудничества. Параллельно существует иной мир: мир насилия, состоящий из деструктивных процессов. Все мы живём одновременно в обоих мирах, у всех нас присутствует и доброе и злое. Как же, воспитывая человека, развивать то доброе, что в нём есть? Ведь не глядя на все наши реформы, на практике мы видим развитие деструктивных процессов.

В первую очередь необходимо разобраться в сути деструктивных процессов.

Энергии деструктивных процессов

Когда человек, погружаясь в процессы реализации, забывает о восприятии, три основных аспекта переходят в свою противоположность: энергии единения переходят в энергии подчинения, энергии сохранения – в энергии умножения, энергии творения – в энергии измышления. На этих энергиях и формируются деструктивные процессы.

Энергия единения объединяет суть наших устремлений со свойствами среды, в которой должны материализоваться наши устремления. Энергия подчинения стремится подчинить поставленной цели даже ту среду, свойства которой не удовлетворяют этой цели. Энергия сохранения способствует целесообразному приумножению, качественному развитию среды материализации. Для энергий умножения характерно безудержное накопление ресурсов, погоня за количеством: уничтожаются пришедшие в негодность так и неиспользованные по назначению и создаются запасы новых ресурсов, результаты определяются не качеством, а количеством. Энергия творения способствует целенаправленной устремлённости к поставленной цели, характеризуется творческим подходом. Но она не действует напролом, всегда учитывает свойства среды, способна найти оптимальный путь. Энергия измышления не способна создать ничего принципиально нового. Она комбинирует уже известные решения и характеризуется формализмом в решении задач.

Общей отличительной чертой энергий насилия является их агрессивность, неспособность идти на компромисс, трудноуправляемость. Именно поэтому нам зачастую трудно справиться даже с самим собой, и мы вопрошаем: «Ну почему я так делаю, хотя и знаю, что так нельзя?!» Основной причиной искажения законов жизни и попыток формирования процессов на энергиях насилия является погоня за результатом. Именно поэтому наступил кризис воспитательной системы, который подробно описал В.Т.Кабуш в одноимённой главе книги «Гуманистическое воспитание школьников». Возникшие в погоне за результатом энергии подчинения привели к авторитарности, принудительности, заорганизованности, постоянным запретам, приказам, одёргиваниям. Энергии измышления – к формализму, однообразию, пассивности, ограниченности, консерватизму. Энергии умножения – к погоне за количественными показателями.

Процесс развития сознания, процесс восприятия происходит по хорошо нам известной расходящейся спирали: наше сознание вмещает всё более сложные понятия всё более высоких уровней. Но необходима и реализация, достижение результата. И не только когда мы создаём что-то материальное. Даже что бы конкретизировать осенившую нас идею, необходимо сконцентрировать наши способности, реализовать наше устремление к осмыслению этой идеи. Этот процесс происходит по сходящейся спирали и подробно описан Р.Ф.Абдеевым в «Философии информационных цивилизаций». Чрезмерное увлечение конкретизацией, материализацией идей, неспособность дистанцироваться от результатов приводит к ситуации, когда «за деревьями леса не видно». Это как вдох-выдох: посмотрел со стороны, сделал что-то конкретное и опять посмотрел со стороны. Невозможно всё время только выдыхать.

Можно приводить множество разнообразных примеров из мира насилия и мира сотрудничества и бесконечно долго их обсуждать, но пока человек не научится разбираться в ощущениях трёх основных аспектов этих миров, он будет делать ошибки. Интуитивно человек постепенно учится разбираться «что такое "хорошо", что такое "плохо"». Но одно дело, когда человек ищет дорогу путём проб и ошибок, другое дело, когда он идёт по карте. Такой картой на пути развития личности является структура устройства процесса, окружающей среды, и энергий взаимодействия процесса со средой.

Таким образом, мы рассмотрели 8+7+7+3+3=28 обобщённых функций, выполняемых человеком в социуме.

Первые восемь функций представляют собой сочетание из шести функций. Как направление вектора в декартовой системе координат характеризуется тремя ортами, а с учетом знака (+ и -) – шестью, так и направление деятельности любого процесса характеризуется тремя составляющими (рис.2), а с учётом знака – шестью функциями (рис.3). Сочетание этих ортов или функций даёт восемь четвертей Декартовой системы координат, восемь функций-сочетаний в структуре процесса.

Следующие семь функций, точнее областей их применения, – те самые семь сфер функционирования. В обобщённых понятиях процесс во всех семи сферах выполняет одни и те же восемь функций-сочетаний. Но в каждой сфере проявляются они по-своему, вызывают у человека различные ощущения. Сравните ощущения человека, занимающегося спортом, выполняющего (реализующего) физическое упражнение. Ощущения собственного тела (первая сфера), окружающей среды (вторая сфера), соперника (третья сфера), команды (четвёртая сфера) и т.д.

Любая функция выполняется путём приложения какой-то энергии. Человек, выполняя в семи сферах социума восемь функций-сочетаний, использует семь видов энергии: делания, планирования и т.д. Эти энергии в разных ситуациях проявляются по-разному. Сравните ваши ощущения, когда вы чистите картошку, и когда вы пишите статью. Мало того, что отличаются сами по себе энергии, допустим, делания и планирования, но ощущения делания в первом и другом случае так же различны.

Всё выше сказанное можно выполнять на энергиях сотрудничества (сохранения, творения, единения), а можно и на энергиях насилия (умножения, измышления, подчинения). Отсюда вытекают ещё 3+3 функций.

При разработке программ социализации человека гораздо удобнее оперировать 28 обобщёнными функциями, чем 8х7х7х3х2=2352 функциями, используемыми педагогами, психологами, социологами, политологами, геополитиками, философами, и являющимися комбинацией 28 обобщённых функций. (умножается на 2 т.к. одну и ту же функцию невозможно выполнять одновременно и на энергиях сотрудничества и на энергиях насилия, например, творчески и формально).

Опираясь на описанную структуру процессов, среды и энергий, построенную на основе анализа существующих процессов, можно гораздо увереннее выбирать цели, формулировать задачи, искать пути их решения, формировать процессы воспитания.

Например, из закона вложенности процессов вытекает как следствие, что процесс развития народа вложен в какой-то более глобальный процесс и для понимания задач развития народа, необходимо разобраться в целях, формулируемых этим процессом. Что же это за процесс, который ставит перед народом цель развития, формирует законы достижения этой цели? Огюст Конт (1798-1857), рассматривая устройство социума, назвал этот процесс Великой Сущностью. Владимир Соловьёв (1853-1900) говорит о том, что ощущение направляющей силы этой Великой Сущности вылилось в народе в культ Мадонны: «Само собой напрашивается сближение между Контовской религией человечества, представляемого в Великом Существе женского рода, и средневековым культом Мадонны» [5, с. 575]. Лев Гумилёв (1912-1992) обоснованию наличия этого внешнего процесса посвятил целую книгу «Этногинез и биосфера Земли» и назвал его проявление пассионарностью. Наша современница художница Иллария Вечер своё восприятие «Великого Существа женского рода» передала в картине «Маленькая Принцесса».

Иллария Вечер. Маленькая принцесса.

Какие же цели ставятся нашему народу внешним процессом? Те же философы говорят о том, что лучше всего эти цели чувствует сам народ. Не случайно А.Пушкин, изучая русский язык, шёл в народ. Но народ – это та активная энергия, которая нуждается в направляющей энергии. И только изучив конструктивные интересы народа, обобщив наши знания истории развития народа и человечества в целом, можно сформировать мировоззрение, отвечающее современным задачам развития человечества. В рамках этого мировоззрения станет возможным разработать идеологию сотрудничества конструктивных сил в противовес идеологии насилия деструктивных сил. Разработать политику формирования государственных процессов в рамках идеологии сотрудничества. Разработать концепции образования, социализации, здравоохранения и других государственных систем. Сформировать философию взаимоотношения людей. Создать созидательную экологию. И такую культуру ухода за своим телом, «чтобы тело и душа были молоды…»

Народ – это материя, энергия. Система взглядов – идея, формирующая материю, направляющая энергию. Для получения результата необходимо единство этих составляющих, чтобы народ почувствовал необходимость и направленность перемен, а научная среда созрела для точной формулировки смысла и направления перемен. Первое условие, похоже, выполнено. Осталось выполнить второе.

 

  1. Министерство образования РБ. «Зборнiк нарматыўных дакументаў». – 2001. – № 2.
  2. Дугин А. Основы геополитики. – М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999.
  3. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Мн., 2001.
  4. Абдеев Р.Ф. Философия информационных цивилизаций. – М., 1994.
  5. Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1988.
  6. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.