Роль учреждения внешкольного воспитания и обучения в системе образования
журнал «Пазашкольнае выхаванне» №2, 2004г., г.Минск
Единственный источник истины —
собственный жизненный опыт
Философы всех времён и народов пытались понять, что первично – идея или материя. А мы попробуем понять, что их объединяет. Каждому человеку в жизни приходится постоянно формировать свой материальный быт, опираясь на какие-то идеи. Мы одновременно живём в материальном мире и в мире идей. Кто-то больше сталкивается с материей, кто-то – с идеями. Кто-то занимается производством материальных благ, кто-то – генерирует идеи обустройства социума. Но как при производстве любого предмета необходима идея самого предмета, а затем и технологии его производства, так и идеи обустройства социума рождаются только для того, чтобы их воплощали в жизнь, материализовывали. Если процесс изобразить в виде ромба (рис. 1), то идею его формирования удобно изобразить в виде верхней половины, а реализацию, или материализацию процесса – в виде его нижней половины. Когда мы формируем процесс познания, то вначале, лучше «один раз увидеть» то, что уже материализовано, а затем разбираться с идеей. Когда же мы «всё знаем» и собираемся что-то воплотить в жизнь, то начинаем этот процесс с идеи. Как видим, материя не может жить без идеи, а идея не может обходиться без материи. Точно так же и в системе образования: одни структуры занимаются напитыванием подрастающего поколения информацией, идеями, другие – обеспечивают возможность воплощения этих идей в жизнь. Одни структуры предоставляют возможность, по крайней мере, «один раз увидеть», задача других – сформировать научное понимание увиденного. А объединяет их – мировоззрение, понимание смысла жизни.
Человек всю жизнь осваивает социум, развивает способности функционирования в семи сферах социума. Едва родившись, он начинает изучать собственное тело, развивать его способности, осваивать предметы окружающей среды, способы общения с другим человеком – учится взаимопониманию. Он изучает жизнь в коллективе, пытается сам формировать коллектив; пробует разобраться в государственных вопросах и объединить разнородные коллективы в достижении единой цели; ищет закономерности в развитии государств и пытается примирить их на базе общих интересов; пытается понять смысл жизни Человека и его роль в развитии планеты.
Маленький ребёнок ходить учится сам. Мы только помогаем, создаём ситуации, вынуждающие его двигаться. Попробуйте подносить ему всё, к чему он тянется, и он никогда не научится ходить. Хорошо, что у нас на это нет времени! Мы понимаем, что ребёнку, подростку необходимо самому овладевать навыками обращения с окружающими предметами и говорим: «Учись с детства, а то вырастешь, и гвоздь в стенку забить не сможешь!». И если разбил молотком палец – «Ничего страшного, зато научишься». А ведь нам не заставлять бы его надо, а заинтересовать делом, придумать развивающие ситуации, воздействуя на сознание ребёнка. Но у нас нет на это времени. Гораздо проще «читать нотации». Глядишь, под нажимом что-то и сделано. А то, что у ребёнка формируется неприязнь к данному занятию, то это на первых порах и не заметно. Когда же это обнаруживается, мы уж и позабыли, что сами послужили тому причиной. Но всё-таки мы понимаем, что для овладения материальным миром необходимы какие-то методики, время, собственные усилия. Когда же дело касается взаимоотношений с людьми, то в этой сфере мы уж совсем забываем о принципе самообучения, о допустимости ошибок, «набивания шишек», о необходимости целенаправленного формирования процесса. Теоретически мы с этим согласны, а на практике всё сводится к следующему: «Я знаю, как надо с людьми общаться, и ты должен делать так же!». А ведь даже гвоздь в стенку каждый забивает по-своему. Так что же говорить о взаимоотношениях с людьми?
Процесс освоения социума, как и любой другой, воплощается в жизнь по определённой схеме, выстроенной в соответствии с пониманием процесса. Будь то освоение производственных навыков или навыков формирования сознания человека.
Понимание событий, выбор цели, взгляд на то, каким путём достигать цели, определяются мировоззрением человека. В соответствии с ним человек выстраивает идеологию формирования процесса: цепочку промежуточных целей и задач, направленных на достижение поставленной цели. И после такой тщательной теоретической подготовки приступает к материализации процесса, к воплощению его в жизнь, реализуя задачи звеньев идеологической цепочки. Можно говорить о триединстве мировоззрения, идеологии и реализации.
Освоение человеком социума, или процесс социализации, его направленность также определяется мировоззрением, принятым в обществе. В соответствии с мировоззрением строится идеология социализации, т.е. структура целей и задач, обеспечивающая каждому человеку возможность развития его способностей в различных сферах социума. Создание конкретных ситуаций, направленных на выполнение поставленных задач и содействующих освоению социума, является реализацией процесса социализации – это то, что мы называем воспитанием. И в данном случае можно говорить о триединстве: триединстве мировоззрения, идеологии и воспитания.
При таком укрупнённом рассмотрении изображённого на рисунке 1 процесса, мы видим (рис 2), что верхняя часть ромба представляет собой целую систему идей, выстроенную таким образом, что идея более высокого уровня порождает идею более низкого уровня. И так до тех пор, пока не доберёмся до тех идей, которые можно материализовать. Тогда начинается цепочка материализации, нижняя часть ромба. По мере материализации мелких идей в жизнь постепенно воплощается крупная идея, сформированная нашим мировоззрением: применительно к материальным процессам – нашим пониманием строения материи; применительно к процессам воспитания – пониманием смысла и назначения жизни. По этой схеме формируется и процесс ремонта квартиры, и процесс создания нового типа самолёта, и процесс воспитания ребёнка, и процесс воспитания человечества.
«Основа воспитания – религиозное учение, т.е. объяснение смысла и назначения жизни» [1, с.288]. В соответствии с нашим мировоззрением мы понимаем смысл и назначение жизни, выбираем цели, формулируем задачи. Выстраиваемая нами структура целей и задач – это та идеология, которая помогает формировать соответствующую структуру учреждений, решающих на практике поставленные задачи освоения социума, задачи воспитания.
На первоначальном этапе развития человека его воспитанием занимаются родители. Они где-то осознанно, где-то не осознанно создают различные жизненные ситуации, отвечают на поток «почему», и ребёнок постепенно осваивает первые три составляющие социума: развивает способности владения своим телом, общения с окружающей средой, с другим человеком – происходит личностно ориентированное развитие. Причём, как и на последующих этапах воспитания, в самом процессе воспитания очень важно не то, что говорят, а то, что делают, вернее, как говорят и как делают. То, что говорят, и то, что делают можно оценить количеством выданной информации, её направленностью. А как говорят и как делают – это качество информации, и его оценить очень сложно. Выражение лица, жесты, интонации голоса воспитателя, когда он произносит нравоучительную речь, зачастую приводят к совершенно неожиданному результату. Это говорит о том, что главное не сама информация, а то, что произошло в душе человека при её восприятии и осмыслении.
На следующем этапе к процессу воспитания подключается воспитатель детского сада. Воспитательные ситуации создаются более целенаправленно, носят плановый характер. Происходит некоторое расширение круга общения, увеличивается количество поступающей информации, ребёнок учится жить в коллективе.
В школьном возрасте интенсивность освоения социума настолько возрастает, что приходится специализировать одни учреждения на информационном процессе: на теоретическом освоении социума, на усвоении ребёнком потока информации; другие – на воспитательном процессе: на практическом изучении социума, на развитии жизненных навыков. Если в школе основной акцент делается на преподавании теоретических знаний, то во внешкольных учреждениях создаются ситуации, способствующие применению теории на практике, развитию способностей. Способностей формировать материальный мир, способностей сотрудничества с другими людьми. Самыми же важными являются способности восприятия и анализа. Если ребёнок не способен переключиться с воспоминаний о каких-то событиях или оторваться от мечтаний, т.е. не способен «быть здесь и сейчас», сосредоточиться на происходящих в данный момент событиях, то прекращается поступление информации, останавливается процесс развития. Если он не способен анализировать получаемую информацию, обобщать её, делать выводы, то развитие также прекращается. Освоение материального мира помогает нам в развитии способностей анализа, точности выполняемых действий, конкретике при формировании ситуаций; освоение духовного мира –развитию ощущения красоты окружающего мира, интуитивных способностей его восприятия, способностей передачи этой красоты другому.
Одну информацию мы воспринимаем, другую не воспринимаем. Из анализа одной и той же информации один человек делает одни выводы, другой – совершенно противоположные. С одной стороны избирательность восприятия информации и направленность сделанных выводов зависят от мировоззрения человека, с другой стороны – сделанные выводы формируют сознание человека, его мировоззрение. И от того, как подаётся информация, какие мировоззренческие концепции движут воспитателем, зависят выводы, сделанные воспитуемым. Таким образом, определяющим фактором в деле воспитания является мировоззрение воспитателя. Всё кажется логичным, все с этим горячо согласны. Так почему же так мало внимания в деле воспитания уделяется целенаправленному формированию мировоззрения воспитателя? Не потому ли, что наработанные мировоззренческие доктрины устарели, а новые ещё не сформированы?
Для того чтобы получаемая информация «не застаивалась», чтобы не угасал интерес к новой информации, её необходимо анализировать, обобщать, поднимаясь на новые ступеньки понимания жизни. Джон Локк (1632-1704), английский философ, сказал об этом: «Мы из породы жвачных, и нам недостаточно только набивать себя множеством книг: если только мы не пережуём и не переварим хорошенько всего, что проглотили, книги нам не дадут силы и питания» [1, с. 14].
«Знание – проверенный практикой результат познания действительности». «В познании содержится оценка, которая опирается на опыт» [2, c. 166, 349]. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» [1, с. 29]. И далее: «Только когда мы совсем забудем то, чему учились, мы начинаем истинно познавать». Придя в ВУЗ, мы слышим: «Забудьте то, чему вас учили в школе». Поступив на работу, мы слышим: «Забудьте то, чему вас учили в ВУЗе».
Теоретическое знание и практическое знание? Знание, приобретённое памятью и знание, приобретённое усилием мысли? Как происходит усвоение прочитанного или услышанного от воспитателя? Зачем нужно приобретать знания, а затем забывать их? Возникает ощущение верности сказанного и противоречивости понятий. Чего-то не хватает.
Восточная мудрость говорит: «Знать – означает уметь». Но теоретическое знание, знание, почерпнутое из книг или от учителя, не даёт нам умения делать. Такое знание будет точнее называть информацией.
Из вышесказанного следует, что школа специализируется на насыщении памяти ребёнка информацией. «Чужой» информацией. Такая информация служит всего лишь побуждающим толчком к какому-то действию. И только когда человек пытается применить полученную информацию в различных жизненных ситуациях, эта информация превращается в знание. Но для того, чтобы это произошло необходимо приложить усилие мысли. В результате личного опыта мы получаем новую, свою информацию, которая и подлежит «пережёвыванию», осмыслению с помощью собственных усилий и которая благодаря этому превращается в знание. Но, как и любое другое усилие, осмысление испытывает сопротивление. Сопротивление накопленного груза «чужой» информации: привычных догм, мнений авторитетов, устоявшихся представлений социума. Вот и получается, что для того чтобы пошёл процесс осмысления, необходимо забыть полученную ранее информацию или, по крайней мере, ослабить её давление.
На базе изложенной в данной статье информации, её осмысления можно уточнить понятие воспитания. В итоге приходишь к выводу, что воспитание – это процесс создания ситуаций, способствующих формированию практического опыта в изучении материального мира и социума, превращению информации в знания.
Учреждениями, более всего приспособленными для создания ситуаций, способствующих формированию практического опыта в изучении материального мира и социума, т.е. специализирующимися на процессе воспитания детей и подростков, являются учреждения внешкольного воспитания и обучения. Да, в школе на уроках проводятся опыты, но всё меньше и меньше. Переходят на видеофильмы. Так дешевле. Но можно ли глядя на экран мультимедийного проектора или монитора компьютера, на котором показан полёт авиамодели, почувствовать, познать законы аэродинамики? Гораздо эффективнее преобразует информацию в знания процесс создания авиамодели и управления ею собственными руками. Гораздо эффективнее встреча с ветеранами, чем изучение истории по учебникам. Но информация из учебника, размышления над нею помогут сформировать интерес к рассказу ветерана, задать направленность беседы. При условии правильного построения уроков истории и правильной организации встречи, т.е. в соответствии с определённым мировоззрением. Можно годами изучать в компьютерном классе компьютерную грамотность, но куда интереснее самому на компьютере сделать стенную газету или пройтись по школе, по городу, выехать за город с видеокамерой и сделать с помощью компьютера видеофильм об увиденном.
Учреждения внешкольного воспитания и обучения в силу своей специфики позволяют на практике лучше узнать свой район, город, свою страну, встретится с множеством интересных людей, попробовать свои силы в создании социальных проектов, поискать себе занятие по вкусу. А педагоги помогут разобраться в непонятных вопросах, если будут достаточно подготовлены к вопросам ребят.
Таким образом, учреждения внешкольного воспитания и обучения стоят на передовых позициях в деле познания детьми и подростками социума, в деле формирования мировоззрения.
Соответствующее внимание следует уделять и воспитанию педагогов этих учреждений, формированию в их сознании современных мировоззренческих концепций. Ни в одной школе нет такого штата методистов, как в учреждении внешкольного воспитания и обучения. На эту должность подбираются люди склонные к анализу, структурированию информации. Именно они могли бы стать проводниками новых идей в системе образования. А пока что их роль в основном сводится к разработке сценариев и проведению мероприятий по экологическому, патриотическому направлениям, к организации работы детских и молодёжных общественных организаций. При соответствующей подготовке методисты могли бы семинары, проводимые с педагогами своего учреждения и с педагогами школ, наполнить «смыслом и назначением жизни».
Исходя из того, что единственным источником истины является собственный жизненный опыт, а учреждения внешкольного воспитания и обучения – место целенаправленного приобретения жизненного опыта, можно сделать вывод, что учреждения внешкольного воспитания и обучения помогают детям и подросткам в деле познания истины, т.е. смысла жизни.
май 2003 г.
- Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001.